Дмитрий Яковлев

директор фестиваля рисованных историй «БУМФЕСТ»

У комиксов длинная история и огромная армия поклонников по всему миру. До недавнего времени в России о комиксах было довольно поверхностное представление, но постепенно интерес к ним вырос за счет периодических изданий западного «бумажного кино», а также тематических фестивалей, на которых свои работы представляют российские и зарубежные художники-комиксисты. 

Об одном из таких фестивалей, о том, кто рисует комиксы, а также о многом другом peterburg.ru рассказал Дмитрий Яковлев — организатор фестиваля рисованных историй «БУМФЕСТ». 

— Вы помните свой первый комикс? 

— Наверно, самый первый «комикс» — это вкладыши от жвачки с Дональдом Даком. Еще был такой приключенческий комикс «Тринидад и Тобаго», которого я более не видел, а еще у моих соседей по лестничной площадке были комиксы, по-моему, на польском языке, про «Астерикса и Обеликса». Были еще какие-то, но на тот момент увлечения комиксами не было. Оно пришло позже, в более сознательном возрасте. 

  — Как зародилась идея фестиваля? 

— Это было где-то в 2001 году. Я тогда познакомился с ребятами из Канады. Мы много общались на разные темы, и они сильно повлияли на мой интерес в отношении комикса. Я стал углубляться в своих познаниях. А где-то в 2003 году узнал про фестиваль «КомМиссия», посмотрел, что это такое. Потом я вернулся в Питер, где познакомился с разными художниками, которые участвовали в «КомМиссии», с ними мы сделали ряд выставок. Потом я съездил на фестиваль во Францию, после чего загорелся идей создать комикс-фестиваль в Санкт-Петербурге. 

— Какие трудности возникают при организации подобного мероприятия?

— Очень много трудностей было, да и есть: технические, финансовые, организационные, ну и, конечно же, — трудность выбора. Потому что столько всего интересного, и подчас из этого «всего» очень сложно выбрать!  

«У нас есть Лёша Никитин и Варвара Помидор. Это, наверное, главные звезды питерского комикс-движения».

— Каковы основные критерии отбора участников? 

Для участников внеконкурсной программы критериев по сути три:

  1. То, что нравится мне и тому остальному костяку, который принимает участие в организации фестиваля. Иными словами, наш субъективный интерес к автору и его творчеству.
  2. Желание самих художников участвовать. 
  3. Возможность найти финансирование на конкретную выставку. 

Для участников конкурса — соответствие содержания теме, качество исполнения, сюжет. Организаторы и приглашенный художник делают предварительный отбор, а затем уже профессиональное жюри, в которое не входят организаторы, делает окончательный отбор.

На самом деле, выбирать довольно сложно. И не случайно в этом году мы ввели три возрастные группы участников: дети до 12 лет, подростки до 18 лет и следующая категория — 18+. Естественно к категории 18+ требования гораздо выше и жестче. И это нормально. 

— Ваш любимый автор? 

— Хороший вопрос. Если про русских говорить, то это, безусловно, Виктория Ломаско, Захар Ящин, Олег Тищенков, автор серии комиксов «Кот», и Алексей Никитин. Если про западных, то это Дэвид Б, Мавил, Маржан Сатрапи. Очень нравятся Крис Уэр, Дэниел Кловэс, Жюли Дюсет, которая стала для меня открытием. Всех любимых авторов я пытаюсь издавать. 

— В Москве есть Хихус и Аскольд Акишин. Кто есть в Санкт-Петербурге? 

— У нас есть Лёша Никитин и Варвара Помидор. Это, наверное, главные звезды питерского комикс-движения. 

— Как более грамотно позиционировать комиксы — как форму литературы или как произведение визуального искусства? Иными словами, что в комиксах первично — текст или рисунок? 

— Важен и текст, и рисунок. Тут нет четкого разграничения — и то и другое играет свою роль. Позиционировать… Наверное, как рассказ, роман или историю в картинках. Это отдельная форма повествования. Иногда комикс может склоняться в сторону литературы, иногда в сторону визуального арта. 

— Расскажите об издательстве «БУМКНИГА», на какие книги издательства стоит обратить особое внимание? 

— Издательство «БУМКНИГА» появилось в 2008 году, мы напечатали ряд небольших сборников «ЧПХ», а до этого я участвовал в ряде издательских проектов, таких как «Наполеон всегда счастлив», «ЧПХ» (первопубликация) и др.

Что касается книг, то, безусловно, стоит обратить внимание на книгу Давида Б. «Священная болезнь», работа над которой продолжалась два года. Также существует совершенно потрясающая книга «Муми-тролль и конец света» — самый первый комикс Туве Янссон, работа над которым была моей давней мечтой. Эта книга вообще кладезь для тех, кто изучает творчество Туве Янсон, связанное с муми-троллями. 

В планах издательства очень много интересных проектов, тот же «Персеполис» Маржаны Сатрапи. 

— Недавно в Москве в МФПА открылась первая в России кафедра комиксов. По-вашему, какие перспективы дает эта кафедра молодым художникам? И не планируется ли нечто подобное в Санкт-Петербурге? 

— Я не знаю, какие перспективы будет давать эта кафедра, поскольку не видел ни ее учебного плана, ни программы. Мне кажется, особого смысла в ней нет. На мой взгляд, интереснее давать курсы, посвященные комиксам в рамках кафедры иллюстрации или графического дизайна. Это, кстати, практикуется в СПбГУ. Еще периодически читаются курсы в Смольном институте свободных искусств, курс ведет Ольга Давтян — переводчица книги Давида Б.

В каких библиотеках Санкт-Петербурга можно полистать комиксы? 

— Есть Гёте-центр, но больше всего комиксов в библиотеке Французского института, там их очень много. При этом есть и классика, и много современных книг, там каждый год происходит обновление ассортимента. Есть какая-то подборка комиксов в библиотеке книжной графики на 7-й Красноармейской. 

«Самый главный сюрприз, который можно ожидать от «БУМФЕСТ-2012», – это выставка Harukichi, художника из Японии, получившего Гран-при на прошлом фестивале».

— Как за рубежом воспринимают русские комиксы? 

— С интересом. Есть авторы, которые «вышли за рубеж». К примеру, Юрий Жигунов — он рисует такой классический «бельгийский комикс» под заказ.

Вообще за последние 1,5 года во Франции прошло несколько выставок, которые вызвали определенный резонанс, что в будущем может привести к изданиям русских авторов на том же французском языке. Вопрос в том, что мало чего есть у нас, что можно издавать. Это проблема.

— Какие еще существуют фестивали комиксов? В каких из них участвовали авторы из России? 

— Есть Финский фестиваль комиксов, во Франции — Ангулем — один из самых крупнейших европейских фестивалей, также «Бастия» и независимый фестиваль Periscopages и др.

— Заметил, что на автограф-сессиях, когда поклонники предлагают автору-художнику маркер, ручку или карандаш, то тот, как правило, отказывается или намеренно игнорирует их. Почему так происходит? Это какое-то персональное кредо? Или одно из правил настоящего комиксиста, которое гласит: «Никогда и ни при каких обстоятельствах не брать из рук поклонника никакие пишущие средства!!! Использовать только свои!»?

— Это, очевидно, связано с тем, что каждый художник привык работать своими принадлежностями, привычными. 

— Расскажите, какие ожидать сюрпризы от «БУМФЕСТ-2012»? 

— Самый главный сюрприз — это выставка Harukichi, художника из Японии, получившего Гран-при на «БУМФЕСТ-2011», и, мне кажется, мы попробуем чуть-чуть расширить русскую программу. Об остальном пока сложно говорить, программа еще только формируется. О планах фестиваля можно узнать на официальном сайте: www.boomfest.ru

Беседовал Александр Ненилин, peterburg.ru
Фото: Юлиана Апина

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.