Бурная культурная жизнь — это «фишка» Петербурга: сюда съезжаются туристы, чтобы увидеть шедевры российского и мирового искусства, здесь регулярно проводятся выставки, форумы и фестивали, а творческая молодежь открывает в заброшенных домах лофты и креативные пространства. Однако на фоне признанных всеми достопримечательностей в городе существует несколько музеев, вызывающих неоднозначные оценки у посетителей. Корреспондент Петербург.ру Светлана Широкова составила список пяти культурных мест, в которые стоит заглянуть для того, чтобы составить о них собственное мнение.
Музей восковых фигур
Официальный сайт: wax.ru
Адрес: Большой Гостиный Двор (Невский пр., 35, ), ул. Большая Морская, 6, театр Балтийский дом (Александровский парк, 4)
Галерею с восковыми копиями мировых знаменитостей сейчас можно найти практически в любом городе России: многочисленные «последователи» легендарного музея мадам Тюссо открываются как грибы по всей стране, и в провинциях тут же становятся местными достопримечательностями. Однако в Петербурге им сложно конкурировать с признанными объектами культурного наследия: стоимость билетов примерно та же, что и в Эрмитаж или Исаакиевский собор, а приобщения к прекрасному на порядок меньше. Для сравнения: студенческие билеты в музей восковых фигур, открывшийся в 1980 году, стоят 200 рублей, поход в Кунсткамеру обойдется студенту в 50 рублей, а в Эрмитаж он и вовсе может пройти бесплатно.
В музее в общей сложности представлено около четырехсот восковых экспонатов. Некоторые посетители, особенно те, кому удалось побывать в филиалах знаменитого Тюссо, отмечают, что фигуры выполнены совсем нереалистично и даже выглядят несколько кустарно. Впрочем, если вы уже успели обойти все залы Эрмитажа и несколько раз пересмотрели коллекцию Русского музея, то почему бы не заглянуть сюда? Все три филиала музея восковых фигур расположены в исторической части города: в Большом Гостином Дворе, на Большой морской улице и в здании театра Балтийский дом в Александровском парке. Но учтите, что в первом отделении присутствуют фигуры «Аномалии человеческого тела», а во втором еще и экспонаты эротического характера. Поэтому маленьких детей, скорее всего, стоит сводить только на выставку в Балтийский дом.
Мнение о музеях современного искусства высказывает профессор и доктор искусствоведения Виталий Познин:
«Появление большого количества галерей современного искусства — явление неоднозначное. Конечно, хорошо, что художники и фотографы могут где-то представить свои работы и быть увиденными. Однако на этом, как правило, всё и заканчивается. Непонятно, кто и по какому принципу отбирает выставляемые работы (скорее всего, что дает автор, то и вешается на стенку). Чаще всего эти выставки активно посещаются лишь в день их открытия приглашенными автором людьми, но они не освещаются прессой и телевидением, и в дальнейшем на них забредают редкие и случайные посетители.
Вероятно, по этой причине Эрмитаж стал время от времени устраивать выставки современных художников, уже получивших какое-то признание. На мой взгляд, это не очень хорошо. Потому что Эрмитаж — это совершенно иное художественное пространство, закончившееся в начале ХХ века, когда обозначился совершенно иной подход к изобразительному искусству.
Поэтому во многих странах музеи современного искусства существуют отдельно. Именно музеи — потому что музей отбирает наиболее интересные произведения, принадлежащие тому или иному художественному направлению. Именно так, скажем, устроены экспозиции в культурном центре имени Помпиду в Париже.
Галереи же отражают постмодернистскую тенденцию дробить культурное пространство, создавая большое количество субкультур и провозглашая повальный релятивизм и плюрализм, отчего уже совершенно непонятным становится, где собственно искусство, а где неискусство, а то и просто шарлатанство. Вот поэтому городу насущно нужен музей современного искусства, где будет собрано все лучшее и самое интересное».