Петербург Достоевского

Прошло уже два года, как с лёгкой руки Комитета по культуре в Санкт-Петербурге начали отмечать День Достоевского. Так и в этом году 7 июля состоялось третье по счёту мероприятие, посвящённое горячо любимому многими Фёдору Михайловичу.

Устроители настаивают на том, что День Д. (назовём его так) должен именно «отмечаться», а не праздноваться. Собственно, поэтому в первую субботу июля по традиции кузнечный переулок волшебным образом превращается в самую настоящую улицу девятнадцатого века со всеми положенными атрибутами, как то вывески, торговцы, разносчики и пр. А милые и ооочень осведомленные девушки, абсолютно безвозместно, водят вас по известным местам, рассказывая неизвестные (возможно) факты о Достоевском в Петербурге или точнее о Петербурге Достоевского.

Для настоящего поклонника творчества писателя, особенно иногороднего, посещение подобной экскурсии может превратиться в невероятно увлекательную прогулку.Надо сказать, что с именем Достоевского в нашем городе связано немало мест. И хотя он никогда не любил этот город, а поначалу, как сам признавался, и вовсе боялся, он прожил здесь 28 лет. У него никогда не было своей квартиры, он всегда их снимал. Это были типичные для Петербурга доходные дома, в которых, даже подвалы и чердаки сдавались. За время жизни в городе он сменил 20 адресов. Обычно его жильё находилось на пересечении улиц.

Слава Достоевского началась белой майской ночью 1845 года, когда восторженные Некрасов и Григорович прибежали к нему, прочитав первую повесть писателя «Бедные люди». Жил тогда Достоевский на Владимирском проспекте,11, бедствовал и уповал лишь на успех своего произведения. Тогда, как писал Достоевский, либо он пристроит своё произведение, либо в Неву. Это уже потом, стоя на Семеновском плацу (ныне Пионерская площадь) под прицелом, приговорённый к несостоявшейся смертной казни, писатель осознаёт всё своё стремление к жизни. Позже он использует этот жизненный опыт в монологе героя романа «Идиот»: «имея в запасе целую вечность, каждую минуту в век бы превратил, ничего не потерял».

С домом на Владимирском связана ещё и удивительная история читательской преданности. В советское время из-за трудности восстановления дома — он дал серьёзную трещину, решено было его снести. Так вот представьте: ленинградская зима, десятки людей несли круглосуточную оборону дома, не позволяя его разрушить, считая личным делом сохранить место, где Достоевский стал писателем. В итоге нашелся инженер, который придумал способ сохранить историческое здание. Спасибо ему. Последний адрес писателя — Кузнечный переулок 5/2, сейчас здесь музей-квартира Достоевского. Тут он работал над повестью «Двойник» и своим последним произведением «Братья Карамазовы».

Мы все не раз слышали о том, что Санкт-Петербург — город историй, легенд, мифов, загадок. Всё здесь несёт какую-то память. Монументы деятелям, места народных волнений, дворцы, музеи, музеи-квартиры, наконец, в которых великие творцы создавали свои шедевры и... места, где жили их вымышленные персонажи.

Этим-то и примечательна Сенная площадь и её окрестности, в которых Достоевский расселил персонажей своего нетленного произведения «Преступление и наказание». А собственно, проживая, на Малой Мещанской (ныне Казначейской) улице в районе Сенной он написал роман «Преступление и Наказание», повествование которого начинается в «первых числах июля», в связи с чем и связан городской праздник.Во времена писателя район Сенной площади был окраиной города и самым неблагоприятным районом, с разгулом пьянства, воровства и проституции...Ошибочно полагать, что этот день связан с конкретной датой — рождения или смерти писателя, нет — это начало повествования одного из величайших романов русской литературы.

Во времена писателя район Сенной площади был окраиной города и самым неблагоприятным районом, с разгулом пьянства, воровства и проституции, вообщем здешним жителям было не до красоты светского Петербурга. Проживая здесь писатель целиком окунулся в мир «пьяненьких» с их чердаками, гнилыми подвалами, доходными и желтыми домами. В одном только Столярном переулке от Кокушкина моста до следующей улицы было более 20 распивочных. Среди этой грязи и вони жил главный герой (Столярный,5) и взращивал свои страшные мысли. 
Надо понимать, что никакого прототипа героя, жившего по этому адресу не существовало, и уж тем более не было никогда реального Родиона Романовича, гулявшего с топором. Но тем не мене на углу дома установлен мемориальный камень герою, а в парадной вместо традиционного «Цой жив» красуются «Родя ты не прав» и пр. Сам же адрес Раскольникова, как и других героев, в романе не указан точно, только сокращения «в С-м переулке» или «К-н мост». Впрочем, существуют мнения и о других возможных местах жительства героя. Достоевский, якобы, путал, «добавлял» этажи, «перестанавливал» дома. По зацепкам, например, таким как отметка о наводнении, по описаниям в романе удалось определить адреса.

К слову, «К-н мост», не иначе как «Кокушкин», который не переименовывали. Это такое место, с которого видно все ключевые места романа: дом Раскольникова, дом Мармеладовых, Сонечкин дом с тупым углом (Набережная канала грибоедова,73), контору следователя, Сенную площадь и дом Старухи.

Достоевский использовал реальную топографию Петербурга в описании мест своего романа. Как признался сам писатель, описание двора, в котором Раскольников прячет вещи, украденные им из квартиры процентщицы, он составил из личного опыта — когда однажды прогуливаясь по городу, Достоевский Достоевский использовал реальную топографию Петербурга в описании мест своего романа.завернул в пустынный двор с целью, пардон, справить нужду. 

Ну, и, конечно, же ещё одно место, которое вполне можно назвать роковым для романа — дом старухи процентщицы. Здание в виде «утюга» на Набережной канала Грибоедова, 104. Здесь разночтений быть не может. Это единственный дом в виде утюга, с двором-колодцем и двумя воротами. Заходил Раскольников в одну арку, а выходил в другую. При посещении этого дома вас, конечно, не пустят в квартиру Алёны Ивановны, но и на узенькой — преузенькой тёмной лестничной клетке ощущений хватит сполна. 
На такой благодатной почве фантазия может не на шутку разыграться: и вот ты уже представляешь, как в этом доходном доме, населенном разными «промышленниками» на четвертом этаже, где одна квартира та, пустая, а в другой № 74 молодой человек, вооружившись топором, проверяя себя на прочность, даёт жизнь своим жутким идеям. Захватывает дух, какие там мурашки.

Город в романе не место вовсе, а ещё один герой, он усугубляет, подталкивает и он же принимает покаяния на Сенной площади. Без описания переулков, мостов, каналов, домов, улочек и даже камней невозможно представить «Преступление и Наказание». Действительно, город стал лучшей иллюстрацией к роману. Пожалуй, почитатель Булгакова, посетивший, улицу Садовую,302-Бисв Москве, наверно почувствует тот же трепет. В любом случае это очень волнительно и поистине необычно. В самом настоящем, реальном городе с его спешкой, пробками, вечными насущными делами окунутся в атмосферу вымышленного художественного, но существующего рядом мира, благодаря создавшему его когда-то гению. Так что ценители, любители и просто любопытные, вооружайтесь картой и необязательно ждать следующего июля, чтобы открыть для себя что-то важное и сокровенное в обыденном.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.