Светлана Мирзоян

дизайнер

Светлана МирзоянО творчестве Светланы Вагаршаковны написано немало статей, а в художественной среде о ней слагают легенды. Оценили ее успехи и труды и на высоком уровне: за значительный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов она награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. 

На сегодняшний день С. В. Мирзоян одна из ведущих специалистов в области промышленного дизайна. peterburg.ru посчастливилось побеседовать с «легендой» и узнать о самых интересных аспектах и тонкостях промышленного дизайна в нашей стране. 

– Как происходило Ваше творческое становление?

«Не стоит бояться критики со стороны и уж тем более не стоит бояться самокритичности – это развивает профессионализм и гордость за свою профессию».

– Я закончила ЛВХПУ им. В. И. Мухиной (бывш. А. Л. Штиглица), так раньше именовалось наше СПГХПА в 1959 году, а факультет назывался «Художественная обработка металла». Педагоги были потрясающие, среди них: Иосиф Александрович Вакс – создатель школы ленинградского дизайна, организатор кафедры дизайна и промграфики в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, скульптор В. Синайский, живописцы Бучкин, Иогансон, Б. А. Смирнов, В. Симонов, М. Е. Месмахер, Н. А. Чижов и другие талантливые мастера. 

Педагоги давали такой объем знаний, что мы могли работать практически в любой области промышленности – от разработки предметов быта до работы в области автомобиле- и судостроения. 

Тут я хочу отметить, что первые выпуски вообще вошли в историю советского дизайна. Это «Волга», это целая серия «БелАЗа», это «Нива-2121» – автор: Семушкин. Это автобусы «ЛиАЗ», «ПАЗ» Демидовцева. Олег Фролов, который вместе с группой дизайнеров работал над судами на подводных крыльях в КБ Алексеева, В. Цепова – кинофотоаппаратура ЛОМО. 

– Над каким выпускным проектом работали Вы?

Светлана Мирзоян– Мой диплом назывался «Новая форма легкового автомобиля и пикап на базе 21-й Волги». По окончании обучения меня направили в Ригу, на завод РАФ, где я работала до 1963 года и принимала участие в создании микроавтобуса «РАФ-977» и автопоезда. Автобус получился для того времени очень достойным. С 1963 по 1983 год я работала в Рижском филиале ВНИИТЭ, в 1983 году вернулась в Ленинград и стала преподавать в ЛВХПУ им. В. Мухиной на факультете промышленного искусства.

– Как у Вас рождаются идеи, что способствует вдохновению? 

– Я всегда восхищалась дизайнерами, которые думали не столько о форме, сколько об идейном замысле. Ведь самое главное при работе над проектом – это идейный замысел. Зачастую идея возникает за счет правильно подобранного материала. Это очень важно. Нужный материал + интересное, остроумное дизайнерское решение в сочетании с функциональностью и экономической эффективностью приводят к нужному результату. Но в основе всегда лежит идея. 

– Помимо формы и функциональности, что главное в промышленном дизайне сегодня?

«Много раз меня, как практикующего дизайнера, спасали юмор и смекалка».

– К сожалению, у нас в последнее время дизайн воспринимается очень упрощенно, как деятельность, которая создает что-то красивое и поверхностное. На самом деле это не так, ведь дизайн затрагивает и решает экономические и многие другие проблемы. Я уж не говорю о проблемах экологии. И хотя правильная подготовка, навыки работы, опыт и прочее предполагают успешную творческую деятельность дизайнера, однако немаловажную роль играет и чувство юмора, остроумие. Именно оно делает кругозор более широким, а профессиональные навыки более высокими. 

Проект, разработанный остроумным, высокоинтеллектуальным, не обделенным чувством юмора дизайнером, как правило, очень хорошо сработан и привязан к реальной технологии, а также обладает полетом для фантазии и эвристической идеей. 

– А Вам в профессиональной практике помогало чувство юмора?

– Много раз меня, как практикующего дизайнера, спасали юмор и смекалка. В период моей работы в Рижском художественно-конструкторском бюро, я занималась дизайном ряда унифицированных светильников для светотехнического завода. Учитывая, что в новом светильнике главное – отражатель, а также то, что производство не располагает соответствующим оборудованием, я использовала чайник со свистком, выпускающийся на другой фабрике, который по своему дизайну очень подходил для отражателя лампы светильника. 

– Недавно у Вас вышла книга «Санкт-Петербургская школа дизайна». Можно о ней пару слов? 

Светлана Мирзоян– Эта книга – первое полновесное издание, являющееся одновременно и справочником, и историческим литературным трудом, рассказывающем об основании и развитии Санкт-Петербургской школы дизайна. Часть книги основана на документах из личного архива И. А. Вакса. Книга включает в себя редчайшие фотографии, документы и материалы архивов. 

– Кого бы Вы отметили среди великих промышленных дизайнеров СССР? 

– Владимира Самойлова, автора автомобиля «Победа», который был спроектирован в 1943 году, а в 1946 выпущен на Горьковском автомобильном заводе. Это было событие в мировом дизайне. Аналог этому автомобилю появился в Америке лишь в 1952 году. 

Также я бы выделила Ю. А. Долматовского, ведущего автодизайнера СССР, автора первого городского легкового такси вагонного типа, которое называют «опальным таксомотором». Это такси останется в истории отечественного автодизайна как одна из самых лучших разработок и как классический пример безобразного отношения бывших руководителей автопрома к перспективному проектированию. 

Ростислава Алексеева – создателя судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. 

– Многие разделяют «искусство» и «дизайн» как взаимоисключающие явления. Из чего исходит подобное разделение и где кончается «художник» и начинается «дизайнер»?

– Дизайн всегда связан с контекстом производства с заранее определенной задачей в заданных рамках, в то время как искусство самостоятельно. Дизайнер зачастую работает по заданию, четко соотнося эргономичность и экономичность с творчеством, а художник просто творит. 

– Расскажите о Ваших студентах и их профессиональной перспективе. Какие проекты реализуются со студентами? Многие ли из выпускников Вашей кафедры стали авторитетными дизайнерами?

– За мою многолетнюю педагогическую практику я обнаружила, что студенты, обладающие остроумием, приятны в общении и делают более чем интересные проекты. Например, когда-то один студент на задание «упаковка для завтрака» предложил очень смешной проект, интересный по своему идейному замыслу: бутерброды «укладываются» в разноцветные воздушные шары, которые заполняются гелием (гелиевая среда препятствует гниению) и хранятся в подвешенном состоянии.

В процессе обучения основной упор идет на развитие оригинальности, креативности, умение работать в коллективе. Ведь дизайн это коллективная профессия. 

Многие студенты работают в ведущих фирмах в области автомобилестроения в России и за границей. У многих выпускников свои фирмы. 

«Один из выпускников разработал дизайн-проект катафалка, который был одобрен священнослужителями как отвечающий всем религиозным канонам».

 – Какое направление сейчас пользуется особой популярностью среди студенческих проектов? 

– Профиль студенческих работ самый разнообразный. В основном это социальный дизайн. В прошлом году студентами кафедры был спроектирован передвижной медицинский комплекс для районов Ленинградской области, где нет медобслуживания. При определенных ситуациях этот передвижной комплекс может трансформироваться в госпиталь.

Одна из моих студенток работает над разработкой автобуса на базе Volkswagen’а, который будет предназначен специально для ветеринарной службы, – это совершенно уникальный проект. 

А один из выпускников, ныне преподаватель на нашей кафедре, очень талантливый дизайнер С. П. Хельмянов, разработал дизайн-проект катафалка, который был одобрен священнослужителями как отвечающий всем религиозным канонам. 

– Что бы Вы посоветовали будущим дизайнерам, чтобы добиться успеха в профессии?

Светлана Мирзоян– Прежде всего, как я уже ранее говорила, дизайнер должен быть образованным. Самообразование играет тут одну из главных ролей – научить нельзя, можно только научиться. Не стоит бояться критики со стороны и уж тем более не стоит бояться самокритичности – это развивает профессионализм и гордость за свою профессию. 

Большое значение имеет творческая заинтересованность, желание профессионально развиваться, постоянно работая, не фанатея от успеха – успех не всегда сопутствует таланту, талантливый дизайнер – не всегда успешный. 

Беседовал Александр Ненилин, peterburg.ru
Фото: Юлиана Апина

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.