В этом году фестиваль традиционно представляет работы ведущих режиссеров современности. И если одни имена уже хорошо знакомы петербуржцам, то другие только начинают путь к сердцу искушенных театралов. В отдельную главу «Някрошюс. Продолжение…» объединены постановки великого режиссера и его учеников.
Новые имена:
Открывает основную программу спектакль «Фальстаф и принц Уэльский» легендарного «Ленкома». В 2018 году Марк Захаров поставил Шекспира. Первого в своей жизни. Прославленный режиссер обратился к известным текстам, и в результате получился спектакль в добрых традициях его знаменитого театра. Фарс, шутки, музыка (даже рэп), шикарные костюмы и, конечно же, блистательная игра артистов – на сцене Дмитрий Певцов, Александра Захарова, Сергей Степанченко и другие прославленные ленкомовцы.
Международная творческая команда театра «НоНо» (Марсель, Франция), объединившая артистов из Франции, Болгарии, Испании, Германии, Швейцарии, Греции, Литвы, России, Великобритании, а также Китая и Кореи, представит завораживающий спектакль «Барокко» (режиссер Серж Нуайель). Результат творческих поисков создатели именуют «оперой», объясняя это тем, что опера – совокупность всех существующих проявлений искусства. Круг этой истории сродни карусели – сменяющие друг друга риторические фигуры театра, мифов и рассказов, карнавал сумасшедших правителей, руководителей-мечтателей, античных посланников, Эриний и эмиссаров судьбы снова и снова будут будоражить наше воображение.
Впервые не только на фестивале, но и в России, китайский режиссер Мэн Цзинхуэй со спектаклем «Чайная» (Студия Мэн Цзинхуэя, Пекин, Китай). Взяв за основу пьесу классика китайской литературы Лао Шэ (в этом году отмечается 120-летия со дня рождения писателя), режиссер создал постановку, которую критики Поднебесной называют не иначе как «вызов национальной театральной традиции». Почему? С одной стороны, Мэн Цзинхуэй сохранил и приумножил все лучшее, что есть в классическом китайском театре, который так популярен сегодня. А с другой стороны, «Чайная» – это спектакль, созвучный нашему времени, совершенно новое сценическое высказывание. Спектакль с успехом прошел на Авиньонском фестивале в этом году. В дни показа «Чайной» зрители смогут посетить выставку китайского фотографа Ли Е, которая, несомненно, поможет составить более полное впечатление о современном китайском театре.
Центр Ежи Гротовского и Томаса Ричардса (Понтедера, Италия) для показа на фестивале выбрал знаковую постановку по произведениям Федора Достоевского «Из подполья: ответ Достоевскому». Ежи Гротовский – один из главных реформаторов театра XX века – вывел формулу предельно искреннего существования актера на сцене.
Когда игра превращается в некий мистический акт, а зритель становится неотъемлемой его частью. Томас Ричардс – его ученик и последователь – неслучайно в качестве литературной основы для своего спектакля выбрал повесть Федора Михайловича Достоевского. Этот материал дает возможность на деле продемонстрировать все достижения школы Гротовского.
Старые знакомые:
В списке имен, которые хорошо знакомы завсегдатаям фестиваля итальянский режиссер Пиппо Дельбоно. Каждое его появление в афише «Балтийского дома» – продолжение диалога, начатого в 2012 году спектаклем «После битвы». Затем были «Орхидеи». На этот раз итальянский режиссер и его труппа представят постановку «Радость». Отметим, каждый из этих спектаклей не что иное, как исповедь режиссера о времени и о себе, волнительно-сокровенные истории, основанные на реальных событиях и наполненные множеством цитат и сюжетов.
В новом спектакле не застывая в образах, звуках или сценических решениях, режиссер и его артисты вместе со зрителями попытаются вывести «формулу радости», несмотря на то, что у каждого человека она своя.
Оскарас Коршуновас не нуждается в представлении. Его российский дебют состоялся на «Балтийском доме» в 1993 году с постановкой «Там быть тут» по произведениям Даниила Хармса. Этой осенью поклонники литовского режиссера увидят «Тартюфа» Мольера (Национальный драматический театр Литвы, Вильнюс) – вечный спектакль по сюжету, который не сходит с театральных подмостков более 350 лет. Тартюф Коршуноваса – настоящий «герой» нашего времени, аморальный конформист, карьерист и прагматик, который может зайти очень далеко во имя своих целей, а Оргон – это все мы…
Программа «Някрошюс. Продолжение…»
Первый фестиваль без Эймунтаса Някрошюса. Мастера, режиссера, человека, который стал для «Балтийского дома» другом и соавтором… Художественным камертоном, приблизиться к которому можно, стать выше – никогда. На всех его спектаклях неизменно зал был переполнен, народ, как это принято говорить, едва ли не «висел на люстрах». При этом – полнейшая тишина, которую в финале взрывали аплодисменты. Долгие, нескончаемые.
В своих работах Эймунтас Някрошюс всегда говорит со зрителем предельно честно о взаимоотношениях личности и общества, о человеке искусства в этом мире и о многом другом. Спектакли, которые представит театр «Мено Фортас», созданный великим режиссером, как раз об этом. В «Инферно-Парадисо» классическая история «Божественной комедии» о путешествии поэта Данте через ад, чистилище и рай в поисках любви, стала кропотливым исследованием самых тайных закоулков человеческой души. «Мастер голода» по новелле Франца Кафки «Голодарь» – из рассказа о судьбе маленького человека, зарабатывающего на жизнь голоданием, спектакль превратился в поэтический разговор о людях искусства и о цене признания толпы.
Все премьеры режиссера в России неизменно проходили в рамках фестиваля «Балтийский дом». Этот год не стал исключением. Фестиваль представляет два спектакля,
которые стали завершающими в творчестве Някрошюса и будут показаны в нашей стране впервые. Клайпедский драматический театр (Литва) привезет на фестиваль спектакль «Сукины дети». Из многослойного романа Саулюса Шальтяниса Някрошюс создал спектакль вне времени и национальных границ, полный ярких образов, удивительных декораций и света, где история рассматривается естественно и немного иронично, как сама жизнь.
«Венчание» польского Национального театра (Варшава) по произведению классика авангарда Витольда Гомбровича в постановке Эймунтаса Някрошюса не похоже ни на одну из всех известных сценических версий. Драма о столкновении личности с окружающим миром, о невозможности диалога между самыми близкими людьми звучит без единой фальшивой ноты, в том числе и благодаря прекрасной актерской игре. Ежи Радзивилович, известный по роли в оскароносном фильме Анджея Вайды «Человек из железа», играет в спектакле Отца Игната\Короля. А известной польской актрисе Дануте Стенке режиссер доверил сразу две женские роли: потрепанная жизнью Мать Катажина/Королева и по-девичьи кокетливая Маня.
В программу, посвященную Някрошюсу, вошли также спектакли его учеников – выпускников Литовской академии музыки и театра. Спектакли «Братья Карамазовы» и «Предметы» – вот оно – настоящее «Някрошюс. Продолжение…»
Разговор о Мастере состоится на международной конференции «Някрошюс. Продолжение…», в рамках которой пройдут:
- Выставка «Meno Fortas Эймунтаса Някрошюса»;
- Лекции о разных периодах творчества режиссера;
- Видеопоказы спектаклей, среди которых «И дольше века длится день», «Пиросмани», «Квадрат», «Отелло» и другие;
- Международная научно-практическая конференция с участием ведущих теоретиков и практиков современного европейского театра.
XXIX международный театральный фестиваль «Балтийский дом» в 2019 году вновь представит зрителю максимально полную картину современной театральной жизни. География фестиваля вновь расширилась. Поэтому масштабный форум в очередной раз станет не только смотром всего лучшего, что могут предложить театры разных стран искушенному зрителю, но и местом встречи культур, местом откровенного диалога о роли театра в человеческой жизни и о путях его развития.