Художник Юрий Никифоров (1947-2016) известен как последний представитель модернизма на сцене ленинградского андеграунда, переизобретатель бедного искусства, русский волшебник. Для него характерны массивные, крупноформатные композиции, которые он создаёт с использованием грубых строительных материалов и простых, хоть иногда и непонятных, на первый взгляд, объектов.
Будучи выпускником ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, (сегодня — Санкт-Петербургская Художественно-промышленная Академия им. А. Л. Штиглица), Юрий Никифоров приходит к объемным абстрактным композициям через произведения фигуративного характера. В его ранних работах четко различимы узнаваемые символы и сюжеты (как бытовые, так и религиозные). Среди них можно обнаружить графические листы, удивляющие своим тонким исполнением, легкостью и размеренностью по сравнению с более поздними работами. Однако, уже во многих небольших композициях чувствуется тяга художника к монументальному масштабу и экспрессивному жесту, набирающий мощность заряд энергии. Постепенно, мазок кисти вытесняется широким, яростным жестом – материал страстно и безжалостно рвется, режется, сжигается, прокалывается, пачкается. Затем его тело подвергается реконструкции — раны, щели и разрывы склеиваются, штопаются, зашиваются. Именно материал, его вес, фактура и характер играют решающую роль в формировании узнаваемого брутального стиля Юрия Никифорова. То ли с улицы, то ли с соседней стройки в произведения приходят обгорелые доски, тряпки, проволока, грязь. В мастерской художника не происходит их преображения в «прекрасное» в привычном понимании, напротив – грязь как будто становится грязнее, обгорелые доски – чернее, опасно торчащие гвозди – острее. Материал получает голос, и этот голос – грубый, напористый, рычащий. Используя материалы неприглядные (а иногда и неприятные взгляду посетителя музея), Юрий Никифоров рассказывает свою собственную историю – правдивую, дикую, радикальную – о «Наказании малой подушки толстой», о «Матраце как туше для разделки», о «Договоре с молотком».
Выставка «Прошитый Горизонт», название которой отсылает к одной из работ Юрия Никифорова, представляет творчество художника разных периодов — от ранней графики 1980-х гг. (в галерее Navicula Artis) до монументальных композиций и объектов последних лет (в большом зале Музея нонконформистского искусства).