На ней представлено около 150 предметов, поступивших в фонды Государственного музея истории Санкт-Петербурга за последние пять лет.
Коллекция ГМИ СПб ежегодно пополняется новыми предметами, связанными с историей, культурой и повседневной жизнью Петербурга и его жителей. Сотрудники музея тщательно отбирают уникальные или типичные для своего времени вещи, а реставраторы помогают вернуть им первоначальный вид.
За 2013–2018 годы в музей поступило более 7,5 тысяч экспонатов. Выставка в Иоанновском равелине представляет наиболее интересные из них, раскрывая многообразие направлений, по которым ведется собирательская работа музея.
Традиционно музей уделяет большое внимание теме Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. На выставке ей посвящен целый раздел. Здесь можно увидеть записи ленинградского школьника Даниила Мухортова, пополнившие Рукописно-документальный фонд музея. Они начинаются с 22 июня 1941 года и заканчиваются 12 мая 1942 года. В 1942 году Даниил в числе лучших закончил школу № 155 Смольнинского района и поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, а вскоре был призван в армию. 15 августа 1943 года младший сержант Д. И. Мухортов погиб в Смоленской области.
В Фонд науки и техники поступил полевой телефонный аппарат — один из тех, с помощью которых обеспечивалась связь на фронтах Великой Отечественной войны. Телефонные аппараты данного типа поставлялись в Красную армию из США в рамках программы военной помощи «Ленд-лиз». Известен владелец аппарата — старший политрук стрелкового батальона Ленинградского фронта А. В. Сурнаков.
Жителю блокадного Ленинграда Николаю Михайловичу Машкову принадлежал аккордеон фирмы Settimio Soprani (Фонд музыкальных инструментов). Владелец инструмента был участником художественной самодеятельности завода «Красный выборжец».
Все фонды ГМИ СПб в 2013-2018 годах пополнились новыми экспонатами.
В Книжный фонд поступил сборник нот, принадлежавший Марии Васильевне Унжениной — матери Петра Петровича Вейнера, с именем которого связан целый комплекс хранящихся в ГМИ СПб документов и предметов. П. П. Вейнер (1879–1931) был искусствоведом, создателем и директором Музея Старого Петербурга, редактором и издателем журнала «Старые годы», членом Кружка любителей изящных изданий. В 1931 году по постановлению тройки ПП ОГПУ в ЛВО он был расстрелян. В 1988 году – реабилитирован.
Коллекция Фонда живописи и графики истории города пополнилась картиной «Пристань у Академии художеств зимой» (около 1908, холст, масло) кисти художника Г. О. Калмыкова — пейзажиста, мариниста, учившегося у И. К. Айвазовского. Приобретение этой картины позволило расширить тематические и хронологические рамки коллекции петербургской школы пейзажной живописи конца XIX – начала ХХ века.
К большой удаче можно отнести приобретение «Портрета Ларисы Костиной» (1971) работы Татьяны Николаевны Глебовой, который расширит музейную коллекцию произведений этого замечательного художника (Фонд современной живописи и графики). Лариса Васильевна Костина (1941–1994) была научным сотрудником Русского музея, занималась изучением школы П. Н. Филонова и в 1960–1970-х годах входила в круг В. В. Стерлигова и Т. Н. Глебовой.
Интерес представляют столовое полотенце с монограммой цесаревича Александра Николаевича («А» под короной) и столовые салфетки с гербом княжеского рода Долгоруковых (Фонд ткани и знамен). Эти предметы бережно сохранила и передала в дар музею живущая ныне в Висбадене (Германия) Клотильда фон Ринтелен, урожденная графиня Меренберг, правнучка императора Александра II и праправнучка А. С. Пушкина.
На выставке демонстрируется собрание дореволюционных фотографий из архива выдающегося русского мыслителя, публициста и литературного критика Михаила Осиповича Меньшикова (1859–1918), а также комплекс фотографий из архива Ивана Александровича Фомина (1872–1936) – знаменитого архитектора, художника-графика, историка и теоретика архитектуры (Отдел хранения фотоматериалов).
Музею был подарен целый комплекс современных изделий Императорского фарфорового завода: пасхальное яйцо «Петропавловская крепость» (автор Т. Б. Баранова, 2012), чайный сервиз «Русский модерн» (автор формы М. А. Сорокин, автор рисунка О. Г. Вебер, 2016), ваза «Арго» (автор М. А. Сорокин, 2014) и тарелка «Кунсткамера» (автор Н. Е. Троицкая, 2010) и другие (Фонд керамики и стекла).
Коллекция женского костюма (Фонд костюма) пополнилась свадебными платьями и аксессуарами 1948-2008 годов, женскими платьми 1930-х годов и шляпками 1940-1950-х годов.
Музей истории Санкт-Петербурга собирает не только мемориальные вещи, принадлежавшие известным петербуржцам, но и простым горожанам. Так, в музей поступил комплекс предметов (подарочный поднос, столовые приборы, документы, фотографии) семьи Лемешевых, жившей в Петербурге–Петрограде с 1888 по 1917 год, а после революции в Твери. Глава семьи Иван Фаддеевич Лемешев был владельцем ресторана «Иматра» и летнего кафе рядом с Исаакиевским собором. Интересен факт, что сын И. Ф. Лемешева Константин стал тренером футбольной команды «Зенит». Под его руководством «Зенит» выиграл Кубок СССР в матче с ЦДКА (стадион «Динамо», Москва) 27 августа 1944 года. В 2012 году на стадионе «Петровский» в его честь установлена памятная доска. Сын Константина Лемешева – Владимир – также стал футболистом, играл за ленинградское «Динамо», а позднее, после смерти отца, тоже тренировал «Зенит».
Школьный портфель с учебниками, тетрадями, дневником и ручкой для письма, принадлежавшие обычному ленинградскому школьнику Юре Капустину, был найден осенью 2016 года при разборе здания по адресу Ораниенбаумская ул., 9–11. Строители принесли находку в редакцию интернет-агентства «Фонтанка.ру», откуда она уже была передана в дар музею. Судя по подписям на тетрадях и дневнике, портфель был потерян в марте 1940 года и пролежал в дымоходе 77 лет. О владельце портфеля доподлинно известно только то, что звали его Юра Капустин и в 1939/1940 учебном году он учился в 3 «Г» классе школы № 18 Приморского района Ленинграда.
Также на выставке также можно увидеть поступившие в музей предметы мебели (Фонд декоративно-прикладного искусства), печные изразцы (Фонд архитектурных деталей), обширную коллекцию памятных жетонов и монет (Фонд нумизматики), плакаты объединения «Боевой карандаш» (Фонд тиражированной графики).
К выставке выпущен каталог «Новые поступления. 2013–2018».