Елагин остров, малая родина поэта, предстанет перед посетителем не только в узнаваемом «открыточном» формате, а также в свете традиций петербургской дачной ментальности, но и в «камерном, сокровенном» своеобразии лирики Дмитрия Мережковского.
На выставке представлены предметы из собрания Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук (ИРЛИ РАН), Всероссийского музея А.С.Пушкина, Государственного литературно-мемориального Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме,Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Понятие «Острова» в городской топонимике XIX века закрепилось за тремя островами, находящимися на окраине Петербургской стороны: Каменноостровским, Крестовским и Елагиным. Находясь в черте городского пространства, острова с их неповторимым ландшафтом пользовались особым расположением петербуржцев, и с екатерининских времен были известны, как дачные места, места для гуляний и отдохновения. С середины 19 века дачи стали повседневным явлением русского быта, а дачная культура с ее атрибутами и спецификой – частью петербургской ментальности.
Одним из владельцев дачи на Елагином (до момента выхода в отставку) являлся столоначальник Сергей Иванович Мережковский, отец знаменитого литератора Дмитрия Мережковского.
Поэт Д. Мережковский «родился 2 августа 1865 года в одном из дворцовых зданий на Елагином острове» («Автобиографические заметки»), для которого «дачное место» стало не только Малой родиной, но и местом, где формировался его внутренний мир, где оформлялось и крепло литературное дарование. Об этом важном этапе творческой биографии литератор оставил поэтические свидетельства (поэма «Старинные октавы», стихотворение «Родное»), а также «Автобиографические заметки», 1913.