В состав экспозиции вошли произведения, имеющие статус Важного художественного объекта и Национального культурного достояния. Центральными объектами выставки стали работы известных мастеров династии Раку — самого яркого явления в японской керамике 16-20 веков. Эти изделия отличаются художественным своеобразием, в них чувствуется тесная связь с этикой, философией, эстетикой чайного ритуала. Именно это и позволило работам Раку получить в Японии столь широкое признание.
Секреты своего мастерства гончары Раку хранили в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение. Сохранились они и до наших дней. Такая форма перехода мастерства от отцов к сыновьям, которые к тому же могли быть и не родными, не соблюдалась в Японии ни одной из школ керамики.
Технологический процесс и художественное исполнение керамических изделий Раку — дело довольно сложное. Они не используют гончарный круг, глина формуется вручную, что и делает каждую из этих работ уникальной. Главной особенностью и прелестью керамики Раку являются иллюзорная безыскусность и продуманная небрежность их изделий. Асимметрия контура, неравномерная толщина стенок, сетка трещин, растекшаяся глазурь, оплавления придают изделиям естественность и изысканную простоту.
Главным предметом выставки в Манеже стала чашка, изготовленная вручную, без оглядки на привлекательность формы и декоративность. В ней отразилась душа ее создателя.
Кроме экспонатов, представленных музеем Раку, посетители Манежа увидят произведения из Национального музея современного искусства в Киото, Музея изобразительных искусств Эгава, Библиотеки Буддийского университета. Познакомятся гости выставки и с экспонатами, представленными Собранием Агентства по делам культуры Японии, Национальным музеем современного искусства в Токио, Музеем Хосоми.
Издательство Государственного Эрмитажа подготовило к выставке каталог «Керамика Раку: космос в чайной чашке. Выставка из японских собраний».