Цвет считается самым экспрессивным средством выразительности в живописи, и в живописной системе Кустановича цвету также отводится очень важная роль.
В изображениях цветов, натюрмортах, картинах серии «Бабочки» цвет является знаком экспрессии и чувства, который находит отклик в воображении зрителя.
Монохромное цветовое решение и контраст ахроматических цветов в картинах серии «Городские дожди» отражают особенности характера Северной столицы, противоречивый и суровый дух этого города, энергию и ритм мегаполиса.
Для произведений «Под небом Северной столицы» характерен «Ледяной», «зимний» колорит, отражающий аристократический образ города строгой и изысканной архитектуры.
Летние петербургские улицы художник пишет теми сочными красками, которые можно увидеть при полуденном зное, когда цвета становятся предельно яркими. Петербург, написанный в жизнерадостных цветах, мгновенно преображается. К традиционной монохромной гамме зачастую подключаются пудровые оттенки, передающие лучи заката и розовую дымку воздуха.
В лесных пейзажах художник предпочитает гамму родственных оттенков. Нередко «лесной» колорит становится почти монохромным и включает в себя все оттенки зеленого. Такое решение воплощает идею образа леса как единого организма, отдельного, автономного мира.
Известно, что цвет обладает собственной массой, поэтому если художник стремится придать эффект легкости – он использует холодный спектр, если его цель – достижение ощущения незыблемости, то на помощь приходит теплый колорит. Необыкновенной легкости исполнены морские пейзажи художника, в то время как «земные» пейзажи полны ощущения первородной энергии и силы.
В живописи цвет неразрывно связан с тоном и подчиняется тону. В пространственном реализме Кустановича эффект стереометричности и динамичности достигается, в том числе, и путем перехода цветовой гаммы в другую тональность. Так как в процессе создания живописного полотна Кустанович использует несколько условных плоскостей (при этом оставаясь в рамках одной физической плоскости), то для каждой плоскости автор подбирает свой тон и, соответственно, свой цвет. Такая модуляция (переход из одной тональности в другую) является одним из цветовых приемов пространственного реализма Кустановича. Это колористическое решение является авторским переосмыслением импрессионистической концепции работы с цветом: расслоение не только на отдельные мазки цвета, но и на цветовые плоскости позволяет создать глубокое и активное пространство, которое не только уводит взгляд зрителя в условную даль, но и само «обращается» к нему.
Присутствует определенная взаимозависимость формы и цвета, чем художник нередко пользуется. Известно, что цвет способен деформировать форму: теплая часть спектра тяготеет к широким и округлым формам, холодная – начинает ограняться прямыми. Это объясняет то, что морские пейзажи (в первую очередь, картины из серии «Сны на Неве») кажутся более «острыми» и пронзительными, чем пейзажи лесные или деревенские, где преобладают теплые тона.
Кустанович работает с цветом как с осязаемым материалом. Цвет и краска (фактически - фактура) неотделимы друг от друга в произведениях художника. То тягучий и сочный, то прозрачный и легкий характер мазка и цвета во многом определяют выразительность работ художника.
В картинах из серии «Женские образы» художник прибегает к модуляциям теплых и холодных оттенков, чтобы проработать рельеф лица и тела, в пейзажах при помощи таких модуляций он прорабатывает всю плоскость картины. Контрасты теплых и холодных цветов дают ощущение воздушности и легкой прозрачной дымки, окутывающей пространство.
Художник создает собственную концепцию использования цвета и следует ей в своих произведениях. Цвет в работах Кустановича всегда отчетливо передает настроение картины и затрагивает самые тонкие струны души любого зрителя.
В галерее вы сможете увидеть и приобрести не только оригиналы картин мастера, но и их репродукции с оригинальной подписью автора, изделия из натуралной кожи и сувенирную продукцию с репродукциями картин Дмитрия Кустановича.