Варвара Бубнова. Палитра жизни

16 августа 2012 года в Петербурге в Выставочном зале Иоанновского равелина Петропавловской крепости состоялось открытие выставки «Варвара Бубнова. Палитра жизни», посвященной творчеству замечательной художницы. На выставке представлены более 30 работ Бубновой из собрания К. И. Барашкова.

событие уже прошло

16 августа 2012 года в Петербурге в Выставочном зале Иоанновского равелина Петропавловской крепости состоялось открытие выставки «Варвара Бубнова. Палитра жизни», посвященной творчеству замечательной художницы. На выставке представлены более 30 работ Бубновой из собрания К. И. Барашкова (коллекция хранится в галерее «Шазина» на условиях доверительного управления).

С творчеством В. Бубновой хорошо знакомы знатоки живописи XX века. Она родилась в Петербурге, закончила Археологический институт. В 1913 году стала членом Союза молодежи, в котором состояли такие выдающиеся личности, как К. С. Малевич, Н. С. Гончарова, В. Е. Татлин. Ее жизненный путь был долгим и интересным, и прожила она не одну, а три жизни.

Автопортрет В. Бубнова

В раннем творчестве Варвары Дмитриевны присутствуют элементы авангардизма. Этот период жизни художницы – «Авангардистская юность». Одна из самых первых работ – «Маска», написанная в 1922. В том же году она вместе с матерью переехала в Японию, где жила до 1958 года. Работы времени «Японская зрелость» (1922-1958): «Юный скрипач» (1927), «Улица в деревне» (1953), «Через мост» (1954) и др.

В этой стране Варвара Дмитриевна старалась основательно заниматься литографией. В 1982 году она была удостоена ордена Драгоценной короны IV степени за вклад в развитие культурных связей между двумя странами, это наивысшая награда, которую в Японии присуждают гражданам других государств.

В 1958 году Бубнова покидает Японию и уезжает в Сухуми, в Абхазию, к своей старшей сестре. Именно здесь и начинается заключительный период ее творчества – «Сухумская мудрость». Знаменитые работы этого периода: «Сухумский дворик» (1959), «Моя Волга» (1960), «Красные листья» (1962) и др. В Абхазии Варвара Дмитриевна обучает учеников живописи. В 1979 году она возвращается на свою малую Родину – в Ленинград. Не доживнесколько лет до столетнего юбилея, Бубнова скончалась в Ленинграде в 1983 году, и была похоронена на Михайловском кладбище, в Сухуми.

 На открытии выставки «Варвара Бубнова. Палитра жизни» в Выставочном зале Иоанновского равелина присутствовали знаменитые гости, каждый рассказывал о Варваре Бубновой, о ее произведениях. «Много кто слышал о ней, но мало кто знаком с работами этой великой художницы, поэтому цель данной выставки – рассказать людям о творчестве Варвары Дмитриевны», - говорит Шазина Агрба, организатор выставки, владелица галереи «Шазина» в Москве.

«Много кто слышал о ней, но мало кто знаком с работами этой великой художницы, поэтому цель данной выставки – рассказать людям о творчестве Варвары Дмитриевны»

По ее словам, Варвара Бубнова не стала авангардистской в привычном понимании слова, она осталась художником, показавшим рождение настоящего, высокого искусства. Возможно, кто-то перекричал ее, но ее вклад в искусство XX века сложно переоценить.

«Маска» – известное творение художницы. В картине можно уловить черты авангардизма – бунтарство, скрытность, отстранение от реального мира. Это одна из ее первых работ, которую относят к авангардизму.

Открытие выставки На выставке полотна, написанные в Японии, «выстроились» в один ряд. Здесь и «Рыцарь без страха. Биологическая война» (1952), и «Сестры слушают музыку» (1942), и «Улица в деревне» (1953). Полотна периода «Японская зрелость» отличаются преобладанием черного цвета, выполнены акварелью и тушью. На картине «Рыцарь без страха. Биологическая война» изображены рыцари с серьезным выражением лица, а их кони – пчелы. В Японии Бубнова много работала, писала свои произведения, наполненные присущей ей любовью к людям и всему миру, преподавала русский язык в университете.

Вот почему на открытии выставки в Петропавловской крепости присутствовал консул Японии в Санкт-Петербурге Итиро Кавабата, который не скрывал волнения в связи с таким событием. «Имя Варвары Дмитриевны связано с развитием живописи, - говорит он, - с преподаванием русского языка в Японии, распространением информации о России».

 Шазина Агрба особенно отмечает период жизни Варвары Дмитриевны в Сухуми – «Сухумская мудрость». «Возможно, именно в Абхазии, на берегу Черного моря, прошел самый важный и значимый период творческий биографии художницы. Мудрость чувствуется и в ее картинах», - говорит она. Работы этого времени напоминают полотна раннего творчества художницы – изобилие цветов, яркость, контрастность придают им лаконичность и выразительность. Например, «Сухумский дворик» - картина, которая отражает уют, теплоту и гармонию жизни на черноморском побережье.Сухумский дворик, 1959

На выставке собрались люди, которые лично знали Варвару Дмитриеву – ее крестница Вера Борисовна Афанасьевна, сама Шазина Агрба, которая вспоминает Варвару Дмитриевну как доброго, честного, хрупкого человека, обладавшим огромным талантом. Такой она была на самом деле: и в жизни, и в творчестве.

Варвара Бубнова прожила долгую и интересную жизнь – уроженка Петербурга, почти три десятилетия жила в Японии, около двадцати лет в Абхазии. Она была светлым человеком, и люди это чувствовали. В какой бы стране ни находилась Варвара Дмитриевна, у нее везде было много людей, которых она любила, и которые отвечали ей тем же.

Адрес: Петропавловская крепость, Иоанновский равелин, зал №139
Режим работы: 12:00 - 19:00, кроме субботы и воскресенья
Выставка продлится до 20 сентября

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.