Gadgetophonia — проект, экспериментирующий с шаблонным звуком смартфонных и планшетных синтезаторов, семплами mp3-плейеров, с изначально неиндивидуальным звуковым материалом, создавая в процессе игры звуковое поле с «плавающей» семантикой, поле, в котором звук, как на качелях, перемещается от узнаваемого к неузнаваемому, от ассоциируемого к безассоциативному.
Вальтер Беньямин писал в свое время о произведении искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Применительно к музыке можно поставить вопрос о (музыкальном) звуке в эпоху его электронной воспроизводимости. Гаджеты — это ноутбук, смартфон, планшет, «умные часы», mp3-плеер. Они и есть настоящие «поставщики звука» в современной социальной реальности, и именно эти устройста обеспечили взрывное распространение компьютерной музыки, производство которой стало доступно абсолютно каждому. Кстати, gadget — это и название первого ядерного заряда, взорванного в испытательных целях 16 июля 1945 года на полигоне Аламогордо.
Происходит удивительный процесс: с одной стороны, предельно упрощенное в «гаджетах» использование что синтеза, что сэмплирования изначально не является индивидуальным, это «серийный», «конвейерный» звук. Сколько раз каждый из нас хватался за свой телефон, услышав в толпе свой очень «индивидуальный», заботливо выбранный рингтон, который, однако, используется еще тысячами людей?
С другой стороны – именно в компьютерной области сосредоточены сейчас едва ли не все попытки создания нового, неповторимого и неповторяемого, звука. Смартфон в этом смысле не выглядит менее или более привлекательным объектом для эксперимента, чем патч, созданный в Max/MSP. Важен результат.
В конце концов, как утверждал классик фри-джаза Орнет Коулман, «Я всегда считал, что тон — это информация».