Международный фестиваль «Earlymusic»

С 14 сентября по 9 октября в Петербурге пройдет XXII Международный фестиваль Earlymusic – старейший и крупнейший в России форум русской и западной музыки XI-XVIII веков в аутентичном исполнении. 

событие уже прошло

Две собственные фестивальные премьеры – новый балет Клауса Абромайта и постановка лирической трагедии Жана-Батиста Люлли «Атис»; гастроли двух знаменитых скрипачей Кристиана Тецлаффа (Германия) и Лины Тур Бонет (Испания) и двух великолепных барочных ансамблей – Masques (Франция) и MUSIcaALcheMIca (Испания-Италия); два концерта-марафона – длиной в целый день и в несколько часов – и все это в девяти вечерах.

Магистральная задача XXII фестиваля Earlymusic – воспитание российских исполнителей старинной музыки с помощью ведущих европейских специалистов – дирижера и музыковеда Эндрю Пэрротта, барочного актера и певца Тьерри Пето и хореографа Клауса Абромайта. Визиты блистательных европейских ансамблей и солистов – не только «старинщиков», но и выходцев из академической школы – станут точками притяжения и для широкой публики, и для отечественных музыкантов, готовых перенимать самый передовой опыт в сфере исторически информированного исполнительства. Особое внимание фестиваль уделяет И. С. Баху: сравнению его интерпретаций, истокам его музыки в творчестве композиторов-предшественников и в стихии танца, из которой родились баховские инструментальные шедевры.

14 сентября на открытии фестиваля в Академической капелле впервые в России в одном концерте встретятся два взгляда на знаменитую Чакону И. С. Баха – академический и аутентистский. Чакона прозвучит в исполнении прославленного скрипача Кристиана Тецлаффа (Германия) и в версии художественного руководителя EARLYMUSIC, барочного скрипача Андрея Решетина. Более того, во втором отделении Аллеманда, Сарабанда и Чакона из Скрипичной партиты ре минор Баха вернутся к своим танцевальным корням в исторически достоверных хореографических миниатюрах «Санкт-Петербургского балета Анджолини». Академический и аутентистский взгляды на музыку И. С. Баха – более не предмет для споров. Новаторская программа «И. С. Бах и его отражения» инициирует нечто куда более многообещающее – дружеский, плодотворный диалог.

18 и 19 сентября (19-00) в «Театре на Литейном» состоится премьера постоянного партнера фестиваля, немецкого хореографа Клауса Абромайта «Танцы со временем». «Санкт-Петербургский балет Анджолини» под аккомпанемент «Солистов Екатерины Великой» исполнит танцы четырех столетий, начиная с XV века, когда появились первые танцевальные трактаты. История европейского танца Ренессанса и Барокко воплощена в цикле миниатюр, объединенных мета-сюжетом, но направленных на раскрытие уникальных особенностей танцевальных манер в каждое столетие и в каждом стиле. Костюмы – Лилия Киселенко.

22 сентября (с 15-00 до 21-00) в Особняке общества «Пальма» пройдет литературно-музыкальный марафон «Женщины барокко». Он посвящен не просто роли женщины в истории, но женщинам – действующим лицам в истории литературы и музыки. Лишенный как феминистического пафоса, так и патриархальной объективизации, марафон «Женщины барокко» легкими, беглыми штрихами обрисует в пяти коротких концертах, чтениях и танцевальных представлениях несколько исторических сюжетов.

15-00 - «Брат и сестра: Уильям и Каролина Гершель»; «Воспитание чувств: Салон Мадлен де Скюдери» с российской премьерой пьес для скрипки и бассо континуо малоизвестного французского композитора Луи Оделина (Louis Heudelinne); «Больше, чем смерть: Иоганн Себастьян и Барбара Бах, Никита и Александра Демидовы» с фрагментами поэмы Андрея Белобоцкого «Вечна блаженных слава» (конец XVII в., Москва).

19-00 - «Придворные певчие. Елизавета Петровна и Андрей Федорович Петров (Ксения Блаженная)» с премьерой Партесных концертов из подносного сборника к годовщине коронации Елизаветы Петровны; «Оклеветанное достоинство», или оправдание императрицы Анны Иоанновны с помощью музыки и поэзии, ею заказанной или ей посвященной.

23 сентября (19-00) в Феодоровском соборе пройдет концерт-workshop «С Запада на Восток: духовная музыка XII-XVIII веков». В программе принимают участие дирижер

Эндрю Пэрротт (Великобритания), сопрано Эмили Ван Эвера (Великобритания), ансамбль «Хронос» (Москва), ансамбль средневековой музыки Laterna Magica (Санкт-Петербург), «Солисты Екатерины Великой». В программе: Хильдегард фон Бинген (Германия, XII в.), Cantigas de Santa Maria (Испания, XIII в.), английская полифония XV-XVI веков, русская церковная музыка времени Алексея Михайловича, Петра Алексеевича и Елизаветы Петровны.

Концерт станет площадкой для обмена опытом и «точкой сборки» для нового проекта фестиваля EARLYMUSIC. В России, несмотря на богатство вокальных традиций, до сих пор отсутствуют хоровые коллективы и вокальные ансамбли, специально сфокусированные на исполнении старинной музыки в аутентичном исполнении. Для создания хорового подразделения ансамбля «Солисты Екатерины Великой» фестиваль организует регулярные мастер-классы и концерты с ведущими мировыми специалистами по ранней хоровой музыке. Первым проектом рождающегося на наших глазах коллектива станет работа над шедеврами английской полифонии эпохи Возрождения под руководством блистательного знатока стиля, дирижера Эндрю Пэрротта.

1 октября (19-00) в Академической Капелле впервые в России - Ensemble Masques (Франция). Блистательный ансамбль, специализирующийся прежде всего на немецкой музыке XVII-XVIII вв., представляет программу «Истоки Баха». Как известно, Бах в переводе с немецкого означает «ручей», «речка». Ensemble Masques приглашает подняться вверх по течению ручья к его источнику и услышать музыку тех композиторов, которые сформировали вкус Иоганна Себастьяна Баха: Бибера, Розенмюллера, Муффата, Шмельцера, Вайхляйна.

2 октября (19-00) в Меншиковском дворце выступит знаменитая скрипачка Лина Тур Бонет (Испания) вместе с ансамблем MUSIca ALcheMIca (Испания, Италия). Программа «Музыка барочного Рима» посвящена сонатам Арканджело Корелли, в исполнении которых Лине Тур Бонет в наши дни нет равных. Об искусстве скрипичной игры Корелли-виртуоза ходили легенды, у него учились и ему подражали легионы инструменталистов в Италии, Франции, Англии и Германии. Влияние Корелли на Вивальди, Куперена, Рамо, Генделя и Баха, а также на саму форму сонаты и концерта громадно. Его Скрипичные сонаты op. 5 открыли собой XVIII век: они были изданы в 1700 году в Риме. В исполнении Лины Тур Бонет и ансамбля MUSIca ALcheMIca эти сонаты возвращаются в стихию буйной, ничем не ограниченной, но более чем органичной виртуозности и вновь обретают горячее дыхание барочного Рима.

8 и 9 октября (19-00) в Эрмитажном театре состоится главная премьера фестиваля Earlymusic – постановка лирической трагедии Жана-Батиста Люлли «Атис. Опера для короля». Режиссер - Тьерри Пето (Франция),

 ассистенты режиссера – Андрей Решетин, Данила Ведерников, Андрей Пенюгин. Исполнители - Борис Степанов, Анастасия Бондарева, Вера Чеканова, Илья Мазуров, Юлия Хотай, Виталий Соболев, Александр Наземцев, Тьерри Пето, «Солисты Екатерины Великой», «Санкт-Петербургский балет Анджолини». Костюмы – Лилия Киселенко.

Работа над постановкой первой музыкальной трагедии классика французской музыки Жана‑Батиста Люлли – амбициознейший проект, в котором российские вокалисты и инструменталисты вторгаются на территорию самого сложного стиля старинной музыки — французского барокко. Артисты освоят французский театральный язык и систему барочных жестов XVII века под руководством ведущего специалиста в этой уникальной сфере – знаменитого барочного актера и певца Тьерри Пето (Франция).

Фестиваль сопровождается традиционным альманахом. Приложением к альманаху станет диск с премьерной записью 24 каприччио для скрипки соло Уильяма Гершеля в исполнении скрипача ансамбля «Солисты Екатерины Великой» Андрея Пенюгина.

В рамках фестиваля состоится круглый стол «Earlymusic сегодня: проблемы и решения», в котором примут участие президент REMA/EU Early Music Network Альберт Эдельман, вице-президент REMA/EU Ричард Хизон, художественный руководитель Санкт-Петербургского международного фестиваля EARLYMUSIC Андрей Решетин.

На фестивале будет организована выставка-продажа смычков мастера Ральфа Эшмида (США), которая позволит обеспечить российских музыкантов лучшими образцами исторических смычков.

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Скоро в Петербурге