Серию кинопоказов, организованных Гёте-институтом в Петербурге и биеннале современного искусства «МАНИФЕСТА 10», в октябре продолжает «Керель» — последний фильм Райнера Вернера Фассбиндера, лидера «новой немецкой волны» и одного из самых известных режиссеров за всю историю немецкого кинематографа. Картина была выбрана для показа участником «МАНИФЕСТА 10», швейцарским художником Оливье Моссе, видеоинтервью с которым зрители увидят перед сеансом.
«Что бы я ни делал, я всегда вызываю скандал», — говорил о своих работах Райнер Вернер Фассбиндер, главный бунтарь и нонконформист немецкого кино. Его последняя картина «Керель» вышла на экраны уже после смерти режиссера, но и за ней тянется длинный шлейф скандалов и провокаций. В основу сценария лег роман французского писателя Жана Жене «Керель из Бреста» — история о моряке-гомосексуалисте, который становится соблазнителем и убийцей и получает прозвище «ангел смерти».
Премьера фильма состоялась в 1982 году на Венецианском кинофестивале, где лента поссорила между собой членов жюри — самых именитых деятелей мирового кино, в числе которых был и советский режиссер Андрей Тарковский. Президент жюри, французский постановщик Марсель Карне, выпустил в последний день киносмотра официальное заявление, в котором сожалел о том, что из-за давления коллег и скандальной тематики не смог наградить «Кереля» ни одним из фестивальных призов: «Я верю, что последний фильм Фассбиндера, вне зависимости от того, хотите вы этого или нет, полюбили вы его или возненавидели, займет свое место в истории кинематографа».
Предсказание Марселя Карне сбылось. Сейчас «Керель» — признанная классика, фильм, который обязательно включается в ретроспективы Райнера Вернера Фассбиндера и считается эпитафией всему творчеству немецкого гения. Демонстративная стилизация реальности, делающая картину похожей на театральный спектакль, экспрессионистская работа режиссера с цветом и освещением, порочная атмосфера кабаре 30-х годов — все это превратило ленту в источник настоящего киноманского культа.
Для показа в рамках кинофестиваля «МАНИФЕСТА 10: любимое кино современных художников» картину предложил швейцарец Оливье Моссе, который, как и Фассбиндер, имеет в современном искусстве репутацию бунтаря и революционера. Свою художественную деятельность он начал в 60-е годы в качестве члена радикальной парижской арт-группы «Б.М.П.Т.», которая стремилась к максимальной демократизации искусства и провозглашала, что художественный объект важнее своего автора. В конце 70-х Моссе переехал в США, где работал и дружил с Энди Уорхолом, Робертом Риманом и другими знаменитыми американскими художниками. Известность ему принесли монохромные геометрические полотна, хранящиеся сейчас в лучших музеях мира, от Центра Жоржа Помпиду в Париже до Музея современного искусства МоМа в Нью-Йорке.
О том, почему его выбор пал на последнюю картину Фассбиндера, о личном знакомстве с писателем Жаном Жене и об отношении к радикальному искусству Оливье Моссе рассказал в видеоинтервью, которое взяла у художника кинокритик Ксения Реутова. Интервью будет показано зрителям перед фильмом.