В Государственной академической Капелле, в преддверии Дня рождения гения, которому в этом году исполняется 217 лет, прозвучат знаменитые «Маленькие трагедии». Бессмертные стихотворные строки были положены на музыку выдающимися русскими композиторами – Даргомыжским, Кюи,Римским-Корсаковыми Рахманиновым.
Красота пушкинского слова воспета в сотнях музыкальных сочинений. Большинство из них легко узнаваемы и входят в постоянный репертуар известных мировых театров, однако есть и такие, услышать которые можно чрезвычайно редко. В том числе и 4 камерные оперы, написанные по пьесам цикла «Маленькие трагедии». Между тем, каждый из этих опусов представляет собой настоящий музыкальный шедевр.
Среди них – опера Александра Даргомыжского «Каменный гость», которая оказала огромное влияние не только на последующие оперы по Пушкинским «Маленьким трагедиям», но и на развитие русской оперы в целом. В ней Даргомыжский использовал новаторских подход, положивший начало новой традиции – писать музыку на оригинальный стихотворный текст, не сочиняя оперное либретто. Композитор добавил только два романсовых номера – «Песни Лауры», которые 3 июня исполнит з. а. РФ Галина Сидоренко. К сожалению, из-за болезни, Даргомыжский не успел дописать оперу, но вдохновленные задумкой, его друзья Цезарь Кюи и Николай Римский-Корсаков не только завершили начатое им дело, но и продолжили творить по мотивам Пушкинских «Маленьких трагедий». Так в 1900 г. появилась опера Кюи «Пир во время чумы». Композитор продолжил линию Даргомыжского. Одну из центральных арий оперы – «Песню Мери» – он тоже написал в жанре романса.
Вниманию слушателей будет предложена также и опера Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» в концертном исполнении. Примечательно, что эту оперу Римский-Корсаков посвятил именно Даргомыжскому. В ролях Моцарта и Сальери предстанут Евгений Наговицын и Владимир Целебровский (з.а. республики Карелия).
Пьесу «Скупой рыцарь» переложил на язык оперы Сергей Рахманинов. Это замечательное произведение редко ставится на оперной сцене и столь же редко звучит во фрагментах с концертной эстрады. Причинами тому послужило отсутствие женских ролей, а также арий, которые могли бы исполняться отдельно. Однако составителей программы «“Маленькие трагедии” Пушкина в опере» привлекла партия Барона – она прозвучит в исполнении Михаила Никанорова.