«Музыка Российской Государственности» - цикл из десяти мультимедийных концертов в сопровождении увлекательного повествования знаменитого российского историка, писателя, создателя исторического проекта «Россия - моя История» Александра Мясникова.
Концерт 16 марта будет посвящён эпохе царствований Российских Императриц – Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. О том, какие тайны хранил российский императорский двор, каковы были хитросплетения интриг, каким был секретный код российских балов, какая музыка звучала под сводами дворцов, - можно будет узнать на концерте 16 марта. И услышать музыку, которая пронесла свое пленительное очарование сквозь века.
Императрица Анна Иоанновна, племянница Пётра I, подписала 21 сентября 1738 г. указ об открытии в городе Глухове Черниговской губернии специальной школы, где двадцать тщательно отобранных мальчиков обучались пению и игре на инструментах. Отсюда, из Глухова, в разные годы в Санкт-Петербург были доставлены — Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский. При Анне Иоанновне выросла значимость Придворной Капеллы, главного музыкального учреждения России, хранительницы отечественных певческих традиций. Несравненный хор, состоящий из 50-ти выбранных дворцовых певчих, производил немалое удивление.
Императрица Елизавета Петровна обладала незаурядными музыкальными способностями и занятиям музыкой отводилась важная роль в её образовании. Она пела и, если верить молве, сама сочинила песни «Во селе, селе Покровском» и «Чистый источник! Всех цветов красивей». В дальнейшем судьба песен сложилась таким образом, что они постепенно превратились в народные.
Елизавета превратила русский двор в один из самых блистательных в Европе. При Елизавете Петровне существовала итальянская опера и придворный певческий хор. По повелению императрицы при дворе был заведён первый роговой оркестр и оркестр янычарской (турецкой) музыки.
Во время правления Елизаветы Петровны можно было посетить платный концерт клавесинной музыки, и даже познакомиться с музыкой и инструментами разных национальностей, населявших Российскую империю. 10 сентября 1749 г. императрица подписала указ об исполнении при Дворе в послеполуденное время по понедельникам - танцевальной музыки, по средам — итальянской музыки по вторникам и пятницам — французских комедий с музыкальным сопровождением в Оперном доме.
Именно в царствование Елизаветы Петровны в 1755 г. произошло важнейшее событие в музыкальной жизни России: была поставлена первая опера на русское либретто, исполненная русскими актерами («Цефал и Прокрис», музыка Ф. Арайи, слова А. Сумарокова). С этого времени опера начала победное шествие по просторам Российской империи. Не только в столицах, Петербурге и Москве, но в провинциальных городах осуществлялись оперные постановки.
Исполнители:
Ведущий: писатель, историк Александр Мясников.
Франческа Билиотти, контральто (Италия).
Ансамбль старинной музыки «Barocco concertato» (Художественный руководитель – Мария Крестинская).
Русская роговая капелла (Художественный руководитель – Сергей Песчанский).
Театр «Малый Трианон» (Художественный руководитель – Ярослава Бубнова, художник по костюмам – Анна Попова).
А также -- Ансамбль солистов Константиновского оркестра (Дирижёр – Илья Дербилов).
В рамках нового проекта з.а.России, художественного руководителя фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» Марии Сафарьянц и Президентской библиотеки публику ждет рассказ о музыкальных пристрастиях российских императоров, о моде на придворную музыку для обеда и для ужина, коллекция отечественных гимнов и военных маршей, редкие музыкальные артефакты, собрание аутентичных образцов духовной музыки, пикантные истории о дворцовых интригах, костюмированные презентации старинных музыкальных инструментов.