«Шумовая музыка» Выставка живописи Михаила Лёзина
Выставка работает с 26 апреля по 3 июня 2012
Открытие выставки – 24 апреля в 20.00
Галерея современного искусства Эрарта представляет выставку Михаила Лезина «Шумовая музыка». Михаил Лёзин знаменит не только своими живописными работами – художник также является значительной фигурой современной музыкальной сцены. Он работает в направлении noise музыки (музыкальный жанр, в котором используются разнообразные звуки искусственного происхождения), и его творческая биография в этой сфере впечатляет не менее, чем его художественные достижения.
Среди последних – участие в многочисленных групповых выставках, включая Московскую биеннале современного искусства, и индивидуальные проекты: например, персональная выставка Boom!, прошедшая в 2012 году в галерее Эрарта в Нью-Йорке. Музыка и живопись неразрывны в творческом процессе художника – одна вытекает из другой, они меняют и меняются, насыщают и насыщаются. Лёзин рисует под собственную музыку, и в процессе создания картины оба искусства причудливо и экспрессивно переплетаются друг с другом: звуки обретают цвет, а линии вырываются за пределы пространства полотна и теряют свою материальность.
Результатом таких метаморфоз являются в буквальном смысле «кричащие» полотна, которые обрушиваются на зрителя оглушительным красочным ливнем, подхватывают и уносят невероятным по мощности вихрем шумов и цветов. По словам самого художника, у него не существует прелиминарной концепции работы: одним из важнейших элементов его живописи является спонтанность. В контексте творчества художника она обусловлена не столько необдуманностью действий, сколько их самопроизвольностью.
Можно легко представить себе художника, который погружается в своеобразный музыкальный транс, вызванный хаотичной и техногенной эстетикой noise музыки, и почти неосознанно создает характерные произведения искусства. Их притягательность обусловлена эфемерной ритмичностью живописных элементов, продиктованной музыкой – явление, который художник определяет как «живописный шум». Выставка «Шумовая музыка» включает в себя 12 картин, две из которых будут созданы непосредственно на открытии.
Вход на выставку свободный.
Mail Art Book. Книга как письмо
26 апреля – 26 мая
Открытие выставки – 25 апреля в 19.00
Музей современного искусства Эрарта представляет международный проект на стыке мэйл-арта и книги художника «Mail Art Book. Книга как письмо».
В мэйл-арте можно выделить несколько классических правил. Во-первых, нужно разрисовать, оформить открытку или любой плоский предмет. Во-вторых, послание должно обязательно пройти почту, свидетельством чего является почтовый штемпель, а в-третьих, каждая работа должна быть посвящена конкретному адресату, но в тоже время открыта для всеобщего обозрения.
В 60-е годы ХХ века, когда мэйл-арт оформляется как отдельное художественное направление, происходит всплеск интереса к такому направлению как книга художника. И мэйл-арт, и книга художника того времени, развиваются на волне протестного движения против коммерциализации искусства и диктатуры галерей.
Именно в это время формируется понятие artist’s book – недорогой концептуальной книги художника, противостоящей роскошным библиофильским изданиям livre d’artiste. Большинство мэйл-артистов 1960-х в той или иной степени занимались также и книгой художника. Со временем эти два направления заняли самостоятельные ниши в современном искусстве, однако точки пересечения между ними, безусловно, остались. Проект «Mail Art Book.
Книга как письмо» направлен на расширение и развитие диалога между мэйл-артом и книгой художника. Художникам разных стран было предложено либо сделать книгу художника на тему мэйл-арта, либо мэйл-арт открытку на тему книги художника. В проекте приняли участие ведущие мировые мэйл-артисты и известные художники бук-арта, более 150 художников из 27 стран. Со всех частей света: Европы, Азии, Австралии, Африки, Южной и Северной Америки.
На вернисаже пройдет мастер-класс по созданию мейл-арт объектов для всех желающих.
Открытие 25 апреля в 19:00 4 этаж, залы 4А и 4В
Вход по музейному билету.
"Московская и Петербургская школы бегемотописи"
26 апреля – 12 мая
Открытие выставки – 25 апреля в 20.00
Музей современного искусства Эрарта на площадке Эрарта Mixed Media представляет работы авторской школы бегемотописи художника Ростана Тавасиева.
Летом 2005 года в Париже художник Ростан Тавасиев создал первый эскиз картины, написанной мягкой игрушкой. Спустя несколько месяцев творческий поиск продолжился: художник окунул в краску плюшевого зайца и провел им по холсту, получив неожиданно эффектный результат. Открытие Тавасиева повлекло за собой исследование культурной памяти творческого метода, получившего название «бегемотопись».
Генезис его прослеживается от наскальной живописи до антропометрий Ива Кляйна, от модернистских экспериментов с изображением движения у итальянских футуристов до новейших практик актуального искусства. Помимо игрового начала, присутствующего в самой технике нанесения краски мягкой игрушкой, бегемотопись являет собой структуралистскую игру точек зрения, где в абстрактной живописи растворен персонаж, формально являющийся и автором произведения, что свидетельствует о сложной коммуникативной природе явления.
Педагогические способности Ростана Тавасиева позволили ему разработать уникальную методику обучения технике бегемотописи – своеобразные правила игры, раскрывающие творческий потенциал личности в диалоге между «я» и «другим», где в роли другого выступает мягкая игрушка. На выставке в Эрарте зритель познакомится с работами студентов авторского курса художника. В апреле 2013 года в музее современного искусства Эрарта заработало петербургское отделение школы.
Под руководством Ростана Тавасиева с основами бегемотописи познакомились 9 желающих, принявших участие в открытом конкурсе. Представленные в экспозиции эскизы и картины, созданные на занятиях в Москве и Санкт-Петербурге, позволяют наблюдать локальные особенности бытования бегемотописи.
Помимо этого на выставке будут представлены аудио-визуальные материалы, которые познакомят как с историей и теорией метода, так и с его техническими особенностями.