В театральных кассах Петербурга образовался дефицит. Купить билет на одну из самых заметных постановок прошлого сезона – спектакль «Алиса» – оказалось практически невозможным. 11 марта в Большом драматическом театре стартуют продажи билетов на постановку, которую покажут лишь в апреле. Сложно посоветовать зрителю, как добыть места. Но театральный критик Петербург.ру Леся Пушкина считает: если все же удастся, вы будете вознаграждены и увидите спектакль, о котором спустя годы обязательно расскажете своим детям.
Год назад художественный руководитель БДТ имени Товстоногова Андрей Могучий выпустил свою первую премьеру в этом театре — не на основной сцене, где тогда шел ремонт, а на сцене Каменноостровского театра. Сам приход в Большой Драматический – театр с необыкновенно огромной, очень важной историей – режиссера Могучего - в свое время наделал немало шума. Одни видели в его назначении начало новой жизни, другие – начало конца прославленного БДТ. И то, и другое оказалось правдой. Спектакль «Алиса» - отчасти про это.
Первое, что видит публика, пришедшая на спектакль – запакованный в белое зрительный зал театра. Гостям предложено сесть там, где обычно находится сцена. В это опустевшее, готовое к открытию (или когда-то покинутое) убранное белым пространство вдруг входит Алиса (Алиса Фрейндлих) – немолодая женщина, которая мучается бессонницей. Как обрывки памяти, снов, чего-то выдуманного, появляются персонажи сказки Кэррола – Кролик (Анатолий Петров), мужчина средних лет, надевающий иногда большую заячью голову и рассказывающий о пользе капустных листьев, несущий околесицу Шалтай-Болтай (Андрей Шарков), советская маленькая девочка Алиса (Алиса Комарецкая), строгая и холодная Королева (Ируте Венгалите) в белом сюрреалистичном парике с набеленным лицом, и, конечно, Шляпник (Валерий Ивченко), ведущий главную героиню по этому странному миру. Он задает женщине разные, не совсем удобные вопросы, те вопросы, которые заставляют Алису мучиться и вспоминать.
Во втором действии зрители и актеры меняются местами. Публика рассаживается в белом пространстве зрительного зала за принесенными круглыми, письменными, кухонными столами, на креслах, диванах, табуретках. Персонажи ирреального в первом действии мире оказываются героями вполне реального прошлого Алисы. Зритель узнает это из монологов, которые по очереди, снимая маски, произносит каждый из них. Шалтай-Болтай – бывший сосед, Кролик – потерянный друг, а Королева – давно ушедшая мама. Бессвязное сновидение героини выстраивается для нее и для зрителя во вполне осознанное прожитое. И прямо на глазах у зрителя оказывается пережитым. Путешествие по волнам памяти заканчивается просветлением. Теперь Алиса может, наконец, ступить в ясное, чистое, незахламленное, новое пространство – как доказательство финал спектакля на освещенной пустой сцене театра.
Ведь, чтобы войти в новое будущее, нужно навсегда примириться с прошлым. Алисе это удалось. Удастся и БДТ.
Текст: Леся Пушкина
«Алиса»: Петербург ждет билетов на спектакль о прошлом и будущем БДТ
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.