Академия гражданской авиации

ул. Пилотов, 38

Академия гражданской авиации в Санкт Петербурге Российская авиация начала развиваться с некоторым запозданием. Первый русский авиатор Михаил Никифорович Ефимов получил бреве (сертификат пилота) 15 февраля 1910 г. во Франции, производство аэропланов по лицензии – тоже французских «Моранов» – было начато в 1911 г. за заводе «Руссо – Балт» в Санкт – Петербурге, а первый отечественный самолет конструкции И. И. Сикорского изготовлен там же в 1912 г.

Однако авиация в России сразу же бурно двинулась вперед при активном содействии высших лиц империи: Великого князя Александра Михайловича Романова и премьер – министра П. А. Столыпина. К 1917 г. в Российской Империи работали 15 авиазаводов с 10 тыс. занятых; начиная с 1911 г. ими было выпущено 6200 машин, кроме того, большое количество авиатехники было закуплено за границей. Россия впервые в мире начала серийное производство тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец» И. И. Сикорского; летающие лодки М-5 и М-9 Д. П. Григоровича по своим летным данным не имели аналогов, а цельнометаллический дирижабль «Кречет» был уникальной разработкой.

Особенно выделялась русская школа летного мастерства. П. Н. Нестеров первым в мире выполнил мертвую петлю, К. К. Арцеулов победил ужас тогдашних авиаторов – штопор, Е. Н. Крутень и А. М. Раевский создали школу воздушного боя мирового значения.

Такой быстрый рост требовал большого количества авиационных специалистов, как летного, так и наземного – технического и управленческого – состава. По инициативе Великого князя А. М. Романова в Санкт – Петербурге в течение 1911 – 1917 гг. было открыто несколько авиационных школ и курсов подготовки летного и технического состава.

Большевики уделяли пристальное внимание авиации. Уже в 1918 г. в Петрограде начали работу авиатехникум, курсы авиамотористов и школа летчиков – наблюдателей. В 1920 г. по инициативе профессоров Н. А. Рынина и А. А. Саткевича в Петроградском институте путей сообщения был открыт факультет воздушных сообщений – первое высшее авиационное учебное заведение России. Пост его декана занял проф. Рынин. В 1930 г. факультет переведен в состав созданного двумя годами ранее Учебного комбината гражданского воздушного флота, и в том же году новое учебное заведение реорганизовано в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИГВФ).

27 марта 1941 г., когда неизбежность войны с фашистской Германией стала очевидной, на базе ЛИИГВФ была создана Военно-воздушная инженерная академия; ныне – Военный инженерный космический университет им. А. Ф. Можайского. А затем планы развития гражданской авиации в СССР пришлось отложить до Победы…

После войны настал черед гражданской авиации. До середины 50-х формировалась ее основа – система воздушного транспорта и гражданская авиапромышленность, благо после победы производственных мощностей и кадров высвободилось в избытке. Это дало свои плоды: если в 1946 – 1955 гг. объем воздушных пассажироперевозок составил 303 тыс. чел., то уже к 1961 г. он вырос в 18 раз – до 5,7 млн. чел. И подобные темпы сохранялись до начала 90-х. В СССР воздушный транспорт был самым массовым.

Такой необычайный рост, в сочетании с переходом на реактивный парк, требовал совершенствования инженерно-технических комплексов и аэродромов бронирования, а количественное увеличение авиапарка и объемов перевозок – развитой структуры управления. Гражданская авиация СССР нуждалась в большом количестве специалистов разного профиля.

В 1955 г. ГУ ГВФ СССР по постановлению Совета Министров СССР на базе Партшколы Политуправления ГВФ и Курсов усовершенствования высшего и старшего начальствующего состава (КУНС) ГВФ основало своим приказом Высшее авиационное училище ГВФ (ВАУ ГВФ). Первым начальником училища на 10 лет стал дважды Герой Советского Союза, выдающийся полководец Великой Отечественной Маршал авиации проф. А. А. Новиков.

Академия гражданской авиации в Санкт Петербурге Благодаря наличию сильного преподавательского состава и хорошим педагогическим традициям ВАУ ГВФ быстро стало одним из лучших вузов СССР. К середине 60-х в ВАУ уже была своя аспирантура, издательский и редакторский отделы, выходили сборники научных трудов, шло строительство новой учебно-производственной базы в Авиагородке.

В 1971 г. ВАУ ГВФ было реорганизовано в Академию гражданской авиации, а в том же году удостоено высшей правительственной награды СССР – Ордена Ленина. Теперь вуз получил наименование «Ордена Ленина Академия гражданской авиации» - ОЛАГА.

11 ноября 2004 г. по решению аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки ОЛАГА установлен аккредитационный статус университета. Теперь вуз стал именоваться Федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования (ФГОУ ВПО) «Санкт - Петербургский государственный университет гражданской авиации» (СПбГУГА); затем в аббревиатуру добавлено слово «бюджетное»: «ФГБОУ ВПО».

Ныне в Университете Гражданской Авиации Санкт – Петербурга три института, одиннадцать факультетов, филиалы в Бугуруслане и Красноярске, представительства в Иркутске и Минеральных Водах.

За свою историю Университет выпустил более 30 тыс. руководителей и специалистов высшей квалификации. 29 выпускников удостоены звания Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда, Героя России; более 200 - «Заслуженный пилот», «Заслуженный штурман», «Заслуженный работник транспорта».

В числе выпускников вуза - министры гражданской авиации СССР: Б.П. Бугаев и Б.Е. Панюков; заместитель министра транспорта Российской Федерации В.М. Окулов; 11 первых заместителей и заместителей министра гражданской авиации СССР; четыре руководителя федеральных органов ГА РФ; 21 начальник главных управлений и управлений центрального аппарата МГА СССР, других федеральных органов государственного управления воздушного транспорта; 52 руководителя территориальных(окружных, региональных, межрегиональных) правлений ГА, а также учебных заведений ГА, Президент Республики Литва в 2003-2004 гг. Роландас Паксас.

Cанкт-Петербург, ул. Пилотов, 38
(812) 704-18-18
http://www.spbguga.ru/

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.