Петроградская сторона является колыбелью Петербурга. Именно на ее территории был заложен город, ставший для России столицей. Каждый уголок района – фрагмент эпохи и культурное наследие страны. Петербург.ру подготовил маршрут по самым красивым и интересным местам любимой «Петроградки».
Маршрут по Петроградской стороне: Доходный дом Розенштейна, Дворы дома Бенуа, Дом купцов-миллионеов Колобовых, Австрийская площадь, Петербург в миниатюре, Особняки Матильды Кшесинской и Василия Бранта, Соборная мечеть
Первое, что приковывает взгляд на выходе из метро — Доходный дом Розенштейна (Большой проспект, 75). Визитными карточками здания являются мощные шестигранные башни-эркеры со стороны главного фасада. Они не только впечатляют своей красотой, но и напоминают средневековый английский замок.
Советский и российский историк архитектуры отметил Б.М. Кириков отметил неповторимое великолепие здания: ««Дом с башнями» стал последним по времени и первым по значению сооружением на новом отрезке Большого проспекта. Мощная доминанта площади Льва Толстого обрела значение одного из символов Петроградской стороны».
В наши дни первый этаж дома отведен театру «Русская антреприза» имени Андрея Миронова.
Теперь отправляемся по Каменноостровскому проспекту. По пути встретятся многочисленные мистические дворы-лабиринты и красивейшие строения. Безусловно, в число таких входит Дом Бенуа. Фасады дома выходят сразу на три улицы: Каменноостровский проспект, Кронверскую улицу и Большую Пушкарскую улицу.
Открытые парадные дворы—курдонеры не могли обеспечивать доступ в квартиры всем жильцам дома. Внутри жилого комплекса устроили целую сеть закрытых дворов, типичных для Петербурга, которые соединялись друг с другом. Дворы пронумеровали для удобства.
Если снаружи дом красив и элегантен, то его дворы являются абсолютной противоположностью. Это типичные питерские «колодцы» с причудливыми закоулками.
Также здесь находится самый большой по протяженности проходной двор Петроградской стороны, по Каменноостровскому проспекту, 26–28.
Дом купцов-миллионеов Колобовых
После Дома Бенуа сворачиваем на Большую Пушкарскую, минуем Матвеевский сад и доходим до улицы Ленина. На ней находится самый роскошный дом — дом купцов-миллионеров Колобовых (улица Ленина, 8). Само здание внушительных размеров и занимает целый квартал.
Братья Колобовы Николай и Фёдор представители простых людей, которые благодаря упорному труду стали богатыми промышленниками.
Центральная часть главного фасада имеет внизу три портала, а выше — балкон, который на уровне двух верхних этажей перерастает в портик из шести полуколонн и пилястр ионического ордера. Портик завершается треугольным фронтоном с полукруглым окном.
Главный балкон — известный как «самый большой балкон на Большом проспекте» — поддерживают атланты, придающие зданию парадный, монументальный облик.
Возвращаемся на Каменоостровский проспект и движемся в сторону Горьковской. Здесь уже на ваше усмотрение. Можно заглядывать в каждый двор и находить что-то любопытное для себя. Но самое интересное начинается после Австрийской площади: Доходный дом Липгарта (Каменоостровский, 16), Дом, построенный для работников искусств, с самой красивой аркой (Каменностровский, 14), Киностудия «Ленфильм» (Каменоостровский, 10) и многое другое.
К слову, «Ленфильм» был основан на месте пространства «Аквариум», где жители могли смотреть морских и пресноводных рыб за плату. Тогда это считалось диковинкой. В 1923 года вышло постановление о передаче помещений «Аквариума» студии Севзапкино для организации здесь кинопроизводственного городка. С тех пор здесь началась история петербургского кинематографа. Название «Ленфильм» кинофабрика получила 15 января 1935 года, до этого ещё не раз менявшая свое имя.
Теперь мы находимся на пересечении Каменоостровского проспекта с Кронверкским. Здесь можно убить сразу двух зайцев и, помимо знакомства с архитектурой Петроградки, насладиться ещё и Петербургом в миниатюре. Здание Адмиралтейства, Казанский собор, Спас-на-крови — эти и многие другие достопримечательности расположились в Александровском парке.
Проект создал заслуженных художник России Александр Таратынов при поддержке «Газпрома». Интересный факт: на великолепное здание Исаакиевского собора Монферран потратил более 40 лет. На его уменьшенную копию у Таратынова ушло около года.
Миниатюры создавали по сохранившимся чертежам оригинальных зданий и по натурным съемкам скульптур.
Особняки Матильды Кшесинской и Василия Бранта
Завершаем нашу прогулку изучением особняков Матильды Кшесинской и Бранта (улица Куйбышева, 2-4).
Матильда Кшесинская балерина Мариинского театра, известная благодаря связи с тогда еще цесаревичем Николаем Александровичем. Ее особняк на Петроградской стороне – это старейшее здание на Троицкой площади.
В доме собирался высший свет Петербурга, бывали в нем и великие князья из рода Романовых. Однако во время февральской революции здание заняли большевики,и через несколько дней от великолепного убранства не осталось и следа, а с балкона выступал с пламенной речью вернувшийся из эмиграции Владимир Ульянов.
Особняк Василия Бранта также привлекает своей красотой и историей. Особенность судьбы этого здания в том, что о его существовании не знают даже многие из тех, кто видит его собственными глазами. Дело в том, что в 1956-57 годах особняк был соединен специально построенным корпусом с находящимся рядом особняком Кшесинской в единое здание. Поэтому воспринимают особняк Бранта как часть особняка Кшесинской.
Фасады, обращенные на улицу и в сад, облицованы плитами белого мрамора. А внутри ворот установлен барельеф с архангелом Михаилом
Кстати, сразу за зданиями можно найти прекрасную Соборную мечеть — главная мечеть Российской империи и очень фотогеничное место с декоративными изразцами в голубых тонах.
Ее возведение в 1913 году было приурочено к трехсотлетнему юбилею дома Романовых. Однако работы по внутренней отделке храма велись еще семь лет. Петербургская мечеть – одна из крупнейших в Европе, она может вместить до 5000 человек.
Текст – Юлия Сорокваша