Борис Эча

музыкант и танцор


Танцевальная карьера Бориса началась еще до его рождения, когда мама, уже будучи в интересном положении, вместе с его отцом танцевала сальсу на университетских кубинских вечеринках.

Самостоятельное постижение пластики тела началось с бальных танцев. Потом была поездка на Кубу, затянувшаяся на несколько лет. Там и произошло полноценное и всестороннее знакомство с сальсой, которая стала неотъемлемой частью его жизни, причем не только как танец, но и как музыка.

В 2000 году, вернувшись с Кубы, Борис открыл школу танцев «Salsa Plus». Преподавательская карьера сложилась удачно. В 2003 и 2006 году был удостоен звания «Мистер Сальса», в 2008 и 2009 годах был признан сальса-персоной года, а также получил награду «За вклад в развитие сальса-движения». На сегодняшний день, Борис Эча – один из наиболее востребованных преподавателей сальсы в России. Кроме того, является основателем, музыкантом и фронтменом группы «Cuba Jam».

– Ты одинаково успешен как в музыкальном, так и в танцевальном мире. Но сам ты считаешь себя больше музыкантом или танцором?

– Изначально я музыкант, потому как начиналось все с музыки. Отчасти меня направляла мама, она сама музыкант, пианист-аккомпаниатор. Я же хотел стучать на барабанах. Окончательно я это понял, когда услышал группу «Los Sabrosos Band». Мы пришли с мамой на концерт в небольшой клуб, где они играли сальсу. Это первая российская группа, которая начала играть латиноамериканскую музыку в нашей стране. Основал ее Кирилл Ипатов, один из известнейших перкуссионистов.

Потом я уехал на Кубу к отцу и там стал учиться игре на барабанах. Соответственно, барабаны сменились на конги – более традиционный инструмент. Постепенно музыка вывела меня на танцы, на американские и кубинские направления. Я начал искать себя в этих областях, понял, что хочу преподавать. Это вылилось в то, что есть сейчас.

Ты немало времени провел на Кубе. Что ты можешь сказать о кубинцах?

– Кубинцы – беззаботные люди. Как и все живущие на юге, они в меру спокойные, в меру буйные. Они делают все медленно и томно, потому как жара, спешить некуда. Не хочется потеть, а хочется просто жить.

– Сальса – латиноамериканский танец. Джига – ирландский. А какой танец характерен для России?

– Мы, кстати, с другими танцорам думали над этим вопросом. К сожалению, общая масса людей не подвержена никакой стилистике и даже не знает о стилистиках, которые являются фольклорными в русской танцевальной традиции. Может, поэтому люди занимаются другими направлениями так массово.

Сейчас многие танцуют сальсу, откуда такая любовь к латиноамериканским танцам?

– Это парный танец, и он дает такой контакт, который в обычной жизни не происходит. Если разбираться с точки зрения парных танцев вообще, то в каждом танце есть своя энергетика. Но в сольном это энергетика одного человека, в парном же она удваивается. А в сальсе кроме энергии танца есть еще и энергия музыки. Вы представляете, если все это сложить, сколько в сальсе энергии!

На занятия обычно приходят уже с парой?

– На занятия приходят в основном без пары и в основном девушки по двум причинам: либо парня нет, либо, если он есть, уломать его заняться танцами не удается. Парни в принципе редко по собственной инициативе начинают заниматься танцами. Но у нас есть такая система: мужчины, которые являются старшими в группах и занимаются довольно долго, приходят в младшие группы и помогают.

Как можно охарактеризовать сальсу одним словом?

– Сальса – это пикантность, если одним словом. Ты показываешь, как ты можешь взаимодействовать с человеком. Взаимодействие людей происходит не на уровне: «Я за тобой ухаживаю, а ты делаешь, вид», а 50 на 50. Я отдаю какое-то количество энергии и столько же прошу, чтобы вернулось. Потому что если не возвращается, то танец уже не получается. С точки зрения динамики это как если я танцую в два раза быстрее, а партнерша в два раза медленнее. Сложность как раз в нахождении баланса, поскольку шаги достаточно просты. Чисто технически сальсу танцевать может кто угодно, но чтобы хорошо танцевать, нужно как раз овладеть энергетическим уровнем.

«Если одним словом, сальса – это пикантность. Ты показываешь, как ты можешь взаимодействовать с человеком. Взаимодействие людей происходит не на уровне: «Я за тобой ухаживаю, а ты делаешь, вид», а 50 на 50. Я отдаю какое-то количество энергии и столько же прошу, чтобы вернулось».

Ты являешься организатором ежегодного фестиваля «FreeStyle Salsa Fest». Когда он проходит?

– Фестиваль проходит ежегодно и приходится на вторую неделю октября. Всегда именно на вторую неделю. И связано это с тем, что каждую первую неделю проходит еще один сальса-фестиваль, но в Берлине. Фестивальная этика не позволяет допускать накладок. В этом году фестиваль проходил 7 – 9 октября, в следующем запланирован на 12 – 14 октября.

Чем вы радуете гостей фестиваля?

– Обычно это известные музыкальные коллективы. На прошедший фестиваль приезжал знаменитый бэнд – «Spanish Harlem Orchestra» из США. Они являются четырехкратными номинантами и двукратными обладатели Грэмми. Еще мы привезли одного из лучших вокалистов латиноамериканской сцены Фрэнки Васкеса. Он работал с такими легендами сальса-сцены, как Fuego'77, Joe Cuba, Wayne Gorbea, и многими другими. Пока неизвестно наверняка, кто из легенд приедет в следующем году. Но точно будет украинская группа «Dislocados» и, конечно, «Cuba Jam».

В составе вашей группы «Cuba Jam» восемь музыкантов, это довольно многолюдно. Вы изначально задумывали такой состав?

– Дело в том, что сальса – не малоинструментальная музыка, там порядка 8 – 10 человек надо, для того чтобы звучало. В «Spanish Harlem Orchestra», например, 13 музыкантов. Наш состав является постоянным только последние два года, потому как довольно непросто найти людей, которые действительно хотят играть латиноамериканскую музыку, экспериментировать и делать все качественно.


О чем поется в латиноамериканских песнях?«Латиноамериканские песни в основном о радости и веселье. Поется о том, как классно быть музыкантом, какой у меня классный оркестр. И про любовь».

– За редким исключением в основном это тексты о радости и веселье. Поется о том, как классно быть музыкантом, какой у меня классный оркестр. И про любовь: как девушку приглашают танцевать, как хорошо двигаться вместе в ритме танца. Тексты довольно простые, но вместе с музыкой они несут сильный заряд энергии.

Таисия Голубева, peterburg.ru
Фото: Юлиана Апина

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.