Представление дара Эрмитажу. Серия работ Ясумаса Моримуры «Эрмитаж. 1941 — 2014»

9 апреля 2015 года в Эрмитажном театре состоялась пресс-конференция, посвященная передаче в дар Эрмитажу от Компании HEINEKEN серии работ японского художника Ясумаса Моримуры «Эрмитаж. 1941 — 2014». Этот проект был специально создан для проводившейся в Петербурге в прошлом году биеннале «Манифеста 10» и стал одним из ее знаковых событий.

По словам автора, на создание этого проекта его вдохновила книга американской писательницы Деборы Дин «Ленинградские мадонны», посвященная  истории блокадной жизни Эрмитажа. Книга была проиллюстрирована  рисунками советских художников Веры Милютиной и Василия Кучумова, которые изображали опустевшие залы главного музея страны без эвакуированных картин. Найдя в залах Эрмитажа те же ракурсы, которые запечатлели на своих рисунках Милютина и Кучумов, Моримура сфотографировал их. При этом он сам «вошел» в кадр, одевшись подобно своим героям — советским художникам. После съемки Моримура обработал фотографии и удалил из висящих на стенах рам изображения картин, соединив, таким образом, два визуальных ряда: современные виды залов музея и их состояние во время блокады. Во время биеннале «Манифеста 10» фотографии Моримуры выставлялись в тех самых залах, которые на них запечатлены.

«Сегодня мы даже не можем представить себе Эрмитаж, который оказался в страшной опасности, и одна из самых важных вещей при посещении музея — это возможность подумать об угрозе для искусства, представить вероятность, что шедевры могут вдруг исчезнуть. За всеми зримыми экспонатами сегодняшнего Эрмитажа есть нечто невидимое, например, блокадный Эрмитаж. Мне хотелось сделать фотографии, основываясь на собственных ощущениях, исследовать взаимосвязь между реальностью и зазеркальем», — рассказывает Моримура.

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский выделил проект «Эрмитаж. 1941 — 2014» как одно из самых ярких событий биеннале, отметив, что Ясумаса Моримура был в числе немногих художников «Манифесты 10», посвятивших свои работы музею. «Его творчество — это смелая игра с методами и средствами современного искусства, с его новыми техническими приемами. Вместе с тем это отличный пример, как нужно сегодня говорить о блокаде: с пониманием этой темы и уважением к ней и одновременно со свежим подходом, без шаблонных фраз», — подчеркнул М. Пиотровский.

«В прошлом году мы выступили спонсором биеннале «Манифеста 10», которая показала, насколько значимым может быть актуальное искусство и какой резонанс могут вызывать работы современных художников. Мы с радостью откликнулись на предложение Эрмитажа и фонда «Эрмитаж XXI век» продолжить сотрудничество в этом направлении и приобрести для главного музея страны работы Ясумаса Моримуры, которые теперь будут экспонироваться на выставках Эрмитажа», — отметил директор по корпоративным отношениям HEINEKEN Russia Кирилл Болматов.

В Фойе Эрмитажного театра 9 апреля будут представлены работы Ясумаса Моримуры из серии «Эрмитаж. 1941 — 2014».

Справка

В 2015 году исполняется 10 лет с начала партнерства HEINEKEN и Государственного Эрмитажа. Партнерское соглашение было подписано в 2005 году и предусматривало участие компании в проектах, имеющих культурно-социальную направленность. С 2005 по 2014 год HEINEKEN выступал партнером международного фестиваля «Музыкальный Эрмитаж». Кроме того, благодаря HEINEKEN на базе реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня» был осуществлен образовательный проект «Прошлое на кончиках пальцев», направленный на изучение коллекций крупнейшего российского музея слепыми и слабовидящими детьми.

В 2013 году, который стал годом России в Голландии и годом Голландии в России, HEINEKEN помог Государственному Эрмитажу принять у себя масштабную выставку «Виллем II и Анна Павловна» из коллекций 40 мировых музеев. Эта выставка была посвящена началу родственных связей между династиями Оранских и Романовых.

В 2014 компания HEINEKEN откликнулась на просьбу Государственного Эрмитажа о поддержке проведения Европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10», которая прошла в Государственном  Эрмитаже летом-осенью 2014 года и собрала более миллиона посетителей.

Также необходимо отметить, что головной офис компании HEINEKEN является постоянным партнером филиала Государственного Эрмитажа в Нидерландах — выставочного центра «Эрмитаж Амстердам».

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.