Почему поручни движутся быстрее, чем эскалатор? Почему машинисты сигналят во время движения? Почему станция метро «Спортивная» имеет два яруса, и поезда двигаются друг над другом? Как появились жетоны и турникеты? И еще немало вопросов, которые многие могли задавать себе во время поездки в метро. Петербургский метрополитен рассказал жителям об особенностях подземки в своем телеграм-канале «Метро. Повседневности».
Загадки метро: поручни эскалатора, сигналы машинистов, турникеты и жетоны, нет туалетов и урн, пандусы и подъемники, двухэтажная станция «Спортивная», женщины-машинисты
Оказывается, поручни и ступени эскалатора двигаются с разной скоростью не просто так. Дело в том, что это два разных механизма, которые сложно синхронизировать. Вроде бы организовать комплекс очень легко, но поручни прокручиваются тяговой цепью через отдельный приводной блок, а ступени приводятся в движение одним большим электроприводом.
Сделать их одновременную работу можно, но трудозатратно. Тем более, разница скоростей, как заявляет метрополитен, небольшая – всего 2 %.
Сигналят машинисты не друг другу, а сотрудникам подземки, работающим в тоннеле. Их нужно предупреждать о приближении состава. Это обязательная инструкция.
Кроме того, подают сигнал все утренние поезда, заканчивающие ночную смену. Также правилами предусмотрено предупреждение, если в тоннеле включено рабочее освещение.
15 ноября 1955 года в Петербурге появился метрополитен. И первые два года пассажиров в вестибюле встречали контролеры, которые проверяли бумажные билеты и проездные документы. Сейчас это звучит на грани фантастики!
Понятно, что со временем поток в подземке рос, и число сотрудников достигало 20-ти человек. Регистрация проезда была долгой, и создавала пробки.
Автоматизированную систему оплаты и контроля в 1957 году предложил 24-летний студент ИТМО Борис Гринчель. За несколько месяцев он с напарником сконструировали два пробных образца турникетов, напоминавшие вертушки с копилкой, которые стояли на заводах. В 1958 году экспериментальные аппараты уже поставили на «Нарвской»: «Поначалу они вводили пассажиров в легкое замешательство, впрочем, как и любые другие технологичные новинки на первых порах тестирования».
Проезд тогда стоил 50 копеек, а монет с таким номиналом еще не было в обращении. Тогда студент предложил использовать специальные жетоны и спроектировал их макет. Эскиз первого образца жетона нарисовал художник Ленинградского монетного двора Николай Соколов. На нем он изобразил станцию «Площадь Восстания», начертил крупную букву «М» и сделал надпись: «Для прохода опустить в турникет».
С технической точки зрения туалеты разместить в нижних вестибюлях очень сложно. Кроме того, это требует огромных финансовых вложений.
А еще в санитарно-эпидемиологических правилах есть требования к минимальному расстоянию между общественным туалетом и зоной массового прохода людей. В большинстве городов мира поддерживается подобная практика.
Урны исчезли после терактов. Могут находиться лишь небольшие контейнеры для чеков.
Не на всех станциях есть пандусы и лестничные подъемники
На старых станциях не была предусмотрена перевозка пассажиров с ограниченными возможностями. После 2004 года ситуацию стали менять, и установили спуски для инвалидов и родителей с колясками. Однако опять же подобные конструкции есть не на всех современных станциях.
Причина – в пропускной способности метро. Установка пандусов и других приспособлений сделает проходимость пассажиров ниже допустимой нормы. А это дополнительный риск травмирования людей в часы-пик.
Сразу бастовать посетителям метрополитена не стоит: с 2017 года в метро работает Дистанция обеспечения мобильности пассажиров. К дежурным могут обратиться за помощью инвалиды, пожилые люди, а также семьи с колясками.
Двухэтажная станция «Спортивная»
Изначально станцию задумывали как объединенную точку для двух пересадочных станций между Фрунзенско-Приморской и Кольцевой линиями. Строительство новых веток внесено в генплан метрополитена до 2048 года.
Еще в 1997 году здесь были построены небольшие отрезки четырех тоннелей будущей Кольцевой линии: два в сторону «Петроградской» и два в сторону «Василеостровской».
Казалось бы, дискриминация! Но метро лишь исполнитель постановления РФ от 2000 года, в котором указан перечень тяжелых работ с вредными или опасными условиями труда, где нельзя работать женщинам. Профессия машиниста подпадает в правовую норму.
Раньше женщинам разрешалось водить поезда подземки. С момента открытия метрополитена в бригаду входили четыре машинистки.