Сегодня, когда ярые противники мытья посуды переходят на одноразовые тарелки, на Императорском фарфоровом заводе по-прежнему делают сервизы, которые можно смело назвать произведениями искусства. Завод был основан в 1744 году императрицей Елизаветой Петровной, и сегодня это единственное место во всей России, где восстанавливают музейные экспонаты и производят изделия из особого и очень тонкого костяного фарфора. Корреспондент Петербург. ру побывал внутри фарфоровой кухни и узнал обо всех тонкостях работы мастеров.
Фарфоровая кулинария
Технология производства не менялась уже очень давно: сначала все ингредиенты смешиваются, и получается шликер — жидкая фарфоровая масса. Ее заливают в гипсовые формы, которые впитывают воду, а затем сливают: так получается черепок. Черепок обжигают сперва при температуре 800°C, глазуруют, а затем припекают еще раз — при жаре 1200 °C. Если глазуровать и обжечь фарфор дважды — он получится гладким и глянцевым, а если сделать это один раз, то выйдет так называемый «бисквит» — матовый фарфор. Что удивительно, технологии практически не менялись со времен основания завода: разве что раньше печи здесь топили дровами, а теперь перешли на электричество. Неизменной осталась и рецептура, но ее, как водится, держат в строжайшем секрете.
Фамильные сервизы
В отдельном цеху сидят живописцы, которые превращают так называемое «белье» — чистые фарфоровые изделия — в настоящие шедевры. Вручную на них наносятся золотая краска и декор. Многие изделия производятся на заказ: от крупных компаний, организаций, чиновников до друзей, например, молодоженов, которые хотят одарить молодую пару сервизом с монограммой. Так, Служба Управления делами президента приобрела чайный набор из шести чашек с блюдцами с иллюстрациями к поэме «Мцыри». Сервиз выпустили специально к 200-летию со дня рождения Михаила Лермонтова. Кому предстоит прихлебывать чай из этого шедевра, можно только догадываться.
Высокое искусство
Особый отдел — цех высокохудожественных изделий — делает скульптуры, всевозможные сложные заказы, копии экспонатов из Музея фарфора, который сейчас находится под патронажем Эрмитажа, и многое другое. Мастера отливают детали шедевров в особых формах и склеивают их вручную: одна фигурка может состоять хоть из пятидесяти частей. Здесь же создают копии сервизов, принадлежащих музеям. Стоит, правда, такое удовольствие недешево: набор чашек «как из Эрмитажа» обойдется примерно в полмиллиона рублей.
Фарфоровые династии
– У нас работает 1200 человек» — рассказала корреспонденту Петербург ру пресс-секретарь завода Наталья Бордей. – Как правило, кто продержался здесь больше года, остаются лет на 20. У нас есть люди, которые работают по 50-60 лет, а также целые трудовые династии: например, мать художника Владимира Богданова, художница Серафима Богданова, всю жизнь проработала на нашем заводе. А теперь сюда устроилась и ее внучка.
Посвящение в фарфористы
В именины Елизаветы Петровны, 18 сентября, здесь празднуется День завода, и проходит целый ряд мероприятий. Например, посвящение в «фарфористы»: старейшины поздравляют новичков, которые оставляют в шликере след руки — получается фарфоровая ладошка. Таким образом молодые специалисты оставляют след в истории искусства фарфора.
Галерея и магазин
На территории завода находится галерея, где экспонируются шедевры, созданные после 2001 года. Сюда можно прийти и полюбоваться на то, что принято называть современным искусством фарфора. Разумеется, приобрести эти шедевры может себе позволить далеко не каждый посетитель. Например, знаменитый чайник Малевича стоит порядка 45 тысяч рублей. Впрочем, с истинными ценителями прекрасного сотрудники завода с радостью готовы поделиться внутрикорпоративным лайфхаком. Так, в двух шагах от магазина расположен дисконтный центр, куда отправляют так называемый несортный товар с незначительными и, порой, милыми изъянами.
Текст: Светлана Широкова
Фото: Никита Родионов
Шедевр в посудной лавке: как фарфоровый завод сервирует столы произведениями искусства
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.