Петербург вот уже не первый год является законодателем экзистенциальных мод – такой уж в городе микроклимат, располагающий к творческим рефлексиям и вечному поиску себя. Петербург – Дели, Петербург – Вьетнам, открывшиеся на волне вегетарианские и паназиатские кафе и чакры. Или – йога. Йога за донейшн, йога в гамаках и парках, йога на ютюбе и ВКонакте. Сюда же – отшумевший паблик «Спальные районы страны Oz» – о том, как просветления ищут на Парнасах памяти. Да и какая, по большому счету, разница – заниматься холотропным дыханием или вдыхать бензиновое амбре автостопных обочин – пути, как говорится, неисповедимы.
Портал Петербург.ру представляет еще одно течение, связанное с осознанием своего «я» и дальнейшим перерождением, которое получило распространение в России летом 2015 года. Оно стало известно благодаря эксклюзивному выходу на русском языке книги Роберта Мура и Дугласа Жиллетта «Король. Воин. Маг. Любовник». Отрывок был опубликован на «Снобе» – и понеслось: книга стала бестселлером, просочившись в умы интеллигентов по артериям питерского «Буквоеда». Сей трактат – о мужских архетипах и их теневых аспектах. О том, как два американских психолога упорядочили и систематизировали свои знания об архетипах, приправив их фольклорными выдержками из сказок и мифов, а скелетом всей этой истории стали учения Карла Юнга. Архетипы, Карл!
Авторы книги утверждают, что Короля можно запросто встретить в какой-нибудь «Икее», Воина – в метро, с Магом – проехаться вместе лифте, Любовника – подрезать на перекрестке. Иными словами, эти ипостаси личности содержатся в ней, несмотря на то, осознает ли это носитель или нет. Они проявляются каждый день, и задача мужчины – контролировать свое бессознательное таким образом, чтобы не допустить доминирования одних и нивелирования других, а главное – перекосов в сторону теневых аспектов – тирана, неженки, труса, обидчика и других (в зависимости от архетипа), соответственно.
Но это в России книга вышла только в 2015 году, а в Америке она успела взорвать общественность задолго до того. Ударная волна резонанса прошлась и по Европе, плотно осев в Германии – немецкий психолог и коуч-тренер Том Биндеманн, известный в своей стране 20-летним стажем работы с мужскими группами, разработал уникальный авторский тренинг по ритуалу инициации, в котором красной нитью идут четыре уже знакомых нам архетипа. По мнению Биндеманна, в современном мире наблюдается нездоровый перекос в сторону патриархата – между тем, это форма власти слабых, угнетающих еще более слабых, из-за страха и неуверенности в собственной силе. Страх, очень похожий на страх мальчика перед взрослым мужчиной.
И корень всех проблем видится ему в упразднении ритуала инициации – мужчины просто-напросто смазали в психике грань перехода от «я – юноша» к «я – мужчина». А ведь этот переход нужен для того, чтобы юноша мог осознать ценность взрослой жизни, а также ту ответственность, которую она в себе несет и то, как все это претворить в жизнь. То есть, получается, что развившись физически, мужчина так и остался «инфантильным бородачом», сменившим одни игрушки на другие, более дорогие.
Инструменты, которыми пользуется Биндеманн для препарации коллективного бессознательного, включают в себя различные подходы: архетипы юнгианской психологии, архетипы из традиции цигун, ритуалы, индивидуальную работу, танцевальную терапию, постановку задач и нахождение решений. При этом Биндеманн не ставит целью научить мужчин быть «настоящими», не обещает им, что они сразу станут быстрее, сильнее, умнее, любимее. Нет, перемены произойдут не сразу, но активировав внутри себя четыре ориентира, мужчины успокоят свой жизненный компас и смогут, во-первых, определять проявления тех или иных архетипов в жизни, а во-вторых – выбирать, какой именно архетип необходимо вытащить наружу в каждой конкретной ситуации.
В Германии семинары по ритуалу инициации пользуются большой популярностью, существует даже программа для подростков, участие в которой оплачивается на государственном уровне. Объяснить интерес довольно просто – признав, что структура «большого босса» больше не работает, на Западе пришли к выводу о необходимости развивать командный дух и «мягкие навыки». С другой стороны, «мягкотелые» тоже никому не нужны, они не рассматриваются как успешные. Поэтому ключом к творческому использованию своих «слабостей» и объединению здесь может стать только отказ от конкуренции внутри коллектива, принятие себя и коллег, братская поддержка. Из бусин таких «братств» складывается новый «геном» мужчины – с социальным и эмоциональным интеллектом, со способностью принимать решения и делиться знаниями, с интеграцией проработанных архетипов в повседневной жизни – на работе, в семье, в обществе.
Дефиниция «настоящий мужчина», за вычетом иронии, приобретает теперь совершенно иное значение – это человек принимающий, щедрый, благодарный, осознающий собственную силу, уважающий общие смыслы и ценности. Он находится на качественно иной ступени лидерства, он успешен по своей собственной шкале, он не боится чувствовать и проявлять свои чувства.
Возможно, в России тоже когда-нибудь метафоричная смерть «мальчика» и следующее за ней перерождение в «мужчину» превысит реальную раннюю смертность самих мужчин, по данным Росстата. Приблизиться к желаемому результату можно будет уже совсем скоро на семинаре с Томом Биндеманном «В поисках мужской сущности», который пройдет в Петербурге с 20 по 22 ноября. Подробности читайте на портале Петербург.ру.
Коллекция модных мужских архетипов в сезоне зима-весна’16, или что такое «настоящий мужчина»
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.