Петербург всегда считался меккой российского андеграунда и особой территорией для творческих людей. О том, происходит ли сегодня что-то интересное в городских подвалах, сколько здесь молодых поэтов и чем культура Северной столицы отличается от московской, корреспонденту Петербург.ру Светлане Широковой рассказал писатель и журналист Илья Стогов.
Современный петербургский андеграунд, конечно же, существует. Но на то он и андеграунд, что его не видно. У нас пятимиллионный город и миллион — это молодежь. Да, 95 процентов их них интересуются только пивом и телочками. Однако и оставшаяся часть — это все равно очень много в стравнении с другими городами. У нас в городе тысячи поэтов, а на каждой улице есть, по крайней мере, два подвала, где находятся репетиционный базы каких-нибудь рок-групп.
Вот я, к примеру, живу на Моховой: у меня во дворе какие-то безумцы организовали театральную студию, и катаются на велосипедах на одном колесе и ходят в обтягивающих комбинезонах. Кто они, зачем это делают — непонятно. Может быть, это будущие звезды: Борис Гребенщиков сорок лет назад вообще работал ночным уборщиком в бане, играл песни для трех приятелей. Никто из них тогда бы не подумал, что этот человек станет главной звездой русского рока.
Молодые поэты пишут стихи и выкладывают их на сайты, на которые кроме них самих никто не заходит. Возможно, через пятьдесят лет они станут классиками. «Горе от ума» Грибоедова 70 лет лежало в столе, прежде чем его напечатали, а Бродский до сорока лет вообще не был никому известен, у него не было ни одной публикации.
Я знаю нескольких ребят, которые рисуют комиксы, но не могут показать их даже своей маме. Сейчас время такое, что это никому не интересно: всем нужен только толстый кошелек.
В отношении андеграунда бессмысленно сравнивать Москву и Петербург. Петербург — это город, а Москва — это сборная страны. В Петербурге живут петербуржцы, а в Москве живут те, кому дома плохо. Павел Воля приехал из Пензы, Иван Ургант приехал из Петербурга, Басков приехал из Орла, Николай Наумов приехал из Перми. Примеров тысячи. Если ты что-то из себя представляешь, если ты что-то умеешь делать, в Москве это купят, потому что в Москве есть деньги. И там не может быть андеграунда, потому люди приезжают в этот город для того, чтобы что-то продать.
В Петербурге это делать бесполезно, потому что никаких денег здесь нет. Здесь люди занимаются творчеством для себя. Поэтому Петербург — это особое место в нашей стране. К сожалению, в Петербурге не осталось ни одного нормального журнала, ни киностудий, ни издательств. Поэтому здесь вся настоящая культура — это андеграунд.
Беседовала Светлана Широкова
Илья Стогов: будущие классики творят в петербургских подвалах
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.