Долгая и счастливая жизнь Бориса Хлебникова

Долгая и счастливая жизнь Бориса Хлебникова «Подобного яростного социального фильма в нашем современном кино не то, что давно, а никогда не было. Сидя в зале, не просто сжимаешь кулаки от ощущения несправедливости, которая творится вокруг главного героя, а жаждешь ворваться в пространство экрана и начать бить морды», - так отозвался о новом фильме Бориса Хлебникова кинокритик Юрий Гладильщиков.
1 апреля в Петербурге состоялась премьера картины «Долгая счастливая жизнь», начав свои гастроли по России. Толчком к ее созданию послужил американский вестерн 1952 года «Ровно в полдень». Но в процессе работы от этой задумки осталось мало: получился сюжет про российского фермера в глубинке. Предприниматель поставлен перед выбором: вынуждено, но мирно оставить бизнес, землю, получить за это компенсацию и переехать в город. Либо поддержать других землевладельцев и в опасной борьбе отстоять родной дом.
Специально для портала Peterburg.ru режиссер рассказал о своей новой ленте.

На протяжении фильма невольно приходят в голову сравнения: к примеру, герой изготовляет птичник, по сути, клетку. И вся его жизнь представляет замкнутое пространство. Кажется, что эти и другие кадры будто что-то подсказывают. Вы используете в картине метафоры?

Вообще никаких. Я терпеть не могу метафоры, мне кажется, что это все от головы идущие вещи. Поэтому их просто не люблю, они мне не по вкусу. Жанр притчи мне кажется самым слабым.

Центральная тема фильма - аграрный вопрос - одна из вечных проблем России. Тема, в общем, достаточно патриотичная, но у вас какое-то свое понимание этого явления. Что для вас значит быть патриотом?

Вообще само слово «патриотизм» стало очень гадким. Оно используется и вспоминается сейчас государством в те моменты, когда есть кризис и нужно под каким-то соусом сплотить народ. К примеру, как это происходило в Германии в начале фашизма. Все строилось на патриотизме и национализме. У нас, кстати, сейчас похожая ситуация: пропагандистская тема войны, исторических фильмов, великой России, Путин кладет цветы на могилу футбольного фаната... В этом смысле мне патриотизм противен. Есть намного больше слов, которые проще и интересней определяют твое взаимодействие с жизнью в той или иной стране.

Тогда что двигало вами при создании фильма? Ведь явно вы сопереживали герою и положению фермеров.

Все это происходило через знакомство с реальными людьми. В какой-то момент мы стали брать интервью у фермеров, и эта история нас засосала, стала очень живой, и захотелось обо всем рассказать и другим.

Москва - город, в котором вы выросли и живете до сих пор. Но последнее время нелестно отзываетесь о нем. Отчего такая нелюбовь к родному?

Такое ощущение возникло во второй половине нулевых. Москва стала противной, националистической, очень агрессивной к приезжим, и это мне не нравится в первую очередь. Это злой русский город с майками «я русский» - меня это раздражает.

Если бы вы решили переехать из Москвы в Питер, то что бы взяли с собой? Наверняка в столице что-то хорошее есть?

Конечно. Это живой, быстрый и купеческий город, все время меняющийся. В этом смысле мне было бы сложно жить в Питере, потому что он для меня музейный, больше подходящий для отдыха, чем для работы. Постоянно жить я бы здесь не стал, хотя «по долгу службы» часто его посещаю.

Какие у вас любимые места в Петербурге?

Самое любимое место - Гангутская улица. Не знаю почему. Вообще это самый красивый город в мире.

Традиционный вопрос. Можете в трех словах охарактеризовать Петербург? Но, конечно, не в тех трех словах, что у Сергея Шнурова. (За соседним столиком кафе, где ведется беседа, сидит лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров)

(Смеется.) Красивый, жесткий, непредсказуемый.

У вас есть фильмы, связанные с Петербургом? Или, может, хотите его в будущем использовать в качестве декораций?

Вот это удивительно, но я вообще не припомню картин, где Питер был бы главным героем, в отличие от Москвы. Наверное, кроме «Осеннего марафона». Для меня это какая-то загадка. Сейчас я готовлю материал, чтобы снимать фильм в Северной столице, но пока не хотел бы о нем говорить.

Вы хотели заканчивать «Долгую счастливую жизнь» одноименной песней Егора Летова, но в последний момент передумали, почему?
Потому что она очень мощная. Я пытался и ставил, но она разрушает все: остается песня, а фильм перестает существовать. И понял на своем примере, почему "Гражданскую оборону" не используют в кино - потому что перешибает любой фильм.

В песне есть строчки: «Долгая счастливая жизнь каждому». Как по-вашему, такое вообще возможно или это утопия?

Во-первых, песня эта довольно ироничная. Она-то как раз, наоборот, не про долгую счастливую жизнь. Но, наверно, такое может быть.

А свою жизнь вы считаете счастливой?

Да.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.