Признанные гении: уличные художники о легализации граффити в Петербурге

Этим летом в Петербурге власти официально признали права уличных художников. После серии скандалов с показательным закрашиванием огромных живописных рисунков на городских объектах местным графитчикам наконец-то обещали официально разрешить рисовать на стенах. А еще в городе появился первый в России Музей стрит-арта. Кураторы его первой выставки Михаил Астахов и Анна Нистратова поделились с Петербург.ру своими мыслями об изменениях петербургской городской среды.

Анна Нистратова: У всех свои цели: у чиновников и органов благоустройства цель – сохранять город в чистоте, а у художников – рисовать. Это нормально, мне кажется, это вполне справедливая расстановка сил.  У нас еще, Слава Богу, никого не сажают в тюрьму за рисование на стенах. Наши штрафы за граффити никак не сравнимы европейскими.
Я считаю, что  должны быть легальные площадки для граффити и их должно быть больше. По сути, это места, где люди могут тренироваться. Надо понимать, что начинают рисовать в возрасте 12-13 лет. Или вот, например, я – женщина и тоже хочу пойти порисовать. Но я не хочу встревать в криминальную ситуацию, идти куда-то в буераки.  Если у меня есть легальный спот, где я могу спокойно прийти и рисовать, от этого только лучше всем. Это влияет на качество художников, которые будут появляться.

Граффити – это средство коммуникации: если видишь их, ты видишь, что в городе присутствует жизнь.



Михаил Астахов: : Власти выделили места, на них будут рисовать, власти будут это наблюдать и, вольно или невольно, но будут учиться видеть в уличном творчестве не «грязь», но творение художника. Вообще, на все это я смотрю крайне спокойно. Поверьте, ни один уличный художник пока еще даже близко не испытал того, через что, к примеру, пришлось пройти Эдварду Мунку в его выставках. Микеланджело пришлось искать компромиссы при росписи Ватикана. Это сегодня мы смотрим на них, как на признанных гениев. А в свое время они были едва ли не более уязвимы, чем нынешние художники «уличной волны».

Давайте посмотрим на «официальные» площадки для граффити, как на определенное признание. Это большой шаг, на самом деле.



Анна Нистратова: То, что называется сейчас Музеем уличного искусства, выглядит как естественное пространство, в котором художники итак все время работают. Здесь нет никакого диссонанса и противоречия.
Люди не понимают, как уличное искусство может существовать в музее. Это не значит, что мы выламываем стены/заборы и экспонируем на нашей площадке. Существуют живые художники, которых можно позвать, и которые могут работать в разных форматах: на стене рисовать  и на холстах, делать инсталляции, скульптуры.  

Михаил Астахов: Думаю, только в Петербурге могло появиться такое место как Музей стрит-арта. Согласитесь, «помпезный и богемный Санкт-Петербург» точно так же странен для простой обывательской человеческой жизни, как слово «музей» для уличного искусства.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.