Выставка картин «Немецкая оккупация»

С 24 января по 17 февраля в музее Российской Академии Художеств пройдет выставка картин выдающегося советского художника Меера Аксельрода «Немецкая оккупация».

Академия художеств (Университетская набережная, дом 17)
событие уже прошло

Впервые в России зрителю будут представлены около 100 живописных и графических работ из цикла «Немецкая оккупация», созданных художником в период с 1942 по 1969 годы. Открытие выставки приурочено к Международному дню памяти жертв Холокоста и  75-летней годовщине со дня снятия блокады Ленинграда.

Выставка подготовлена Фондом Александра Печерского и галереей «Веллум» при участии Евро-Азиатского Еврейского конгресса и Российского военно-исторического общества.

Большая часть произведений, представленных на экспозиции, создана художником в 1942-1943 годах в Алма-Ате, где Аксельрод работал над декорациями к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Ужасы войны и Холокоста, беседы с беженцами из Польши и Белоруссии потрясли его. Одну за другой он создает десятки картин, рисунков, набросков с говорящими названиями «Расстрел», «Палачи», «Насильники», «Вешатели». Эта серия, за которую Аксельрода назвали «Гойей XX века», – не только произведение высокого искусства, но и почти документальное свидетельство на суде истории над нацизмом. До самого недавнего времени о существовании цикла не было известно даже специалистам: работы хранились в архиве семьи художника и вместе не экспонировались.

Произведения Меера Аксельрода рассказывают о трагедии советского народа в годы Великой Отечественной войны и геноциде еврейского населения СССР. В экспонируемых работах отражен не только ужас жизни на оккупированных нацистами территориях, но и массовое движение сопротивления, подвиги партизан и подпольщиков. Среди таких произведений особое внимание привлекает картина Меера Аксельрода «Узник» — единственный прижизненный портрет руководителя легендарного восстания в нацистском лагере смерти Собибор Александра Печерского.

Дополнят выставку произведения Абрама Моносзона. Он прошел всю войну и после возвращения узнал о гибели в Могилеве отца, матери и брата. Переживания и кошмары художника отражаются в цикле «У врат рая». Основной мотив цикла – утрата Эдема, традиционного местечка с его не менявшимся столетиями укладом: праздниками, свадьбами, танцами, бытовыми деталями.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.