Выставка — часть большой программы, объединившей выставочные проекты и научные конференции (программа прилагается).
В течение первого постреволюционного десятилетия в Петрограде-Ленинграде существовали многочисленные группы и объединения художников, принадлежавшие к самым разным, порой диаметрально противоположным направлениям изобразительного искусства. Среди них две институции, работавшие в русле новаторского, авангардного течения: учебная, созданная на базе петербургской Академии художеств — ВХУТЕМАС/ВХУТЕИН и научно-исследовательская — ГИНХУК.
ВХУТЕМАС/ВХУТЕИН и ГИНХУК, созданные в 1920-е годы в Петрограде-Ленинграде, просуществовали довольно непродолжительное время. Однако, несмотря на это, новаторские изыскания этих учреждений оказали заметное влияние на развитие изобразительного и прикладного искусства всего XX и начала XXI века, а теоретические и практические разработки в немалой степени легли в основу современного дизайна.
Учебное заведение по подготовке художников новой формации образовалось на базе бывшей Академии художеств. За десять лет оно четырежды поменяло название и программу обучения: ПГСХУМ (1918 – апрель 1921) – Петроградские государственные свободные художественные учебные мастерские, ВХУТЕМАС (апрель 1921 – 1924) – Высшие художественно-технические мастерские, ВХУТЕИН (1924) –– Петроградский государственный высший художественно-технический институт, ЛВХТИ (1924 - в связи с переименование Петрограда в Ленинград) – Ленинградский высший художественно-технический институт. В рядах преподавателей этих учебных заведений находились К. С. Малевич, М. В. Матюшин, П. Н. Филонов, В. Е. Татлин и др. Несмотря на новаторские нововведения, эта школа все равно оставалась довольно консервативной.
На выставке в Музее петербургского авангарда демонстрируются живописные и графические произведения, архитектурные проекты и предметы декоративно-прикладного искусства, исполненные художниками в процессе обучения во ВХУТЕМАСе/ВХУТЕИНе, а также исследовательские работы сотрудников ГИНХУКа, посвященные проблемам изучения цвета и формы. Представленные экспонаты показывают разные аспекты образовательного и научно-исследовательского процессов, происходивших в этих учреждениях и их тесную связь.
В экспозиции можно увидеть коллажи с колерами и геометрическими фигурами, как пример работы с цветом и формой, а также акварельные и карандашные зарисовки на расширенное смотрение М. В. Матюшина. Его популярность как педагога была велика, он имел многочисленных учеников, которые в качестве практикантов и аспирантов продолжали занятия в ГИНХУКе. Работы учеников Матюшина — О. П. Ваулиной, Е. М. Магарил, Е. К. Эвенбах, Н. И. Кострова демонстрируются в экспозиции.
В экспозицию вошли произведения учеников и последователей П. А. Филонова – Л. Ф. Фроловой-Багреевой, В. А. Сулимо-Самуйлло, Р. М. Левитон, искавших новые выразительные средства по методу «сделанности».