Мэган Виртанен, историк моды: петербурженки сами рады воплощать живую историю

Историк моды Мэган Виртанен известна в Петербурге как организатор так называемого твидового велопробега – Твид-рана. В минувшем году ей удалось убедить Смольный перекрыть на время мероприятия главную магистраль города – Невский проспект. Несколько сотен ретро-велосипедистов проехали по центру Петербурга, а их фотокарточки разлетелись по всему миру. За этот эстетический подвиг лучезарная Мэган получила премию «Люди года 2014» от петербургского журнала Собака. В этом году Мэган делает ставку не на городские власти, а на самих петербурженок. По ее словам, они и сами рады облачаться в бабушкины платья, и создавать праздничное настроение, и вдохновляя местных художников.



«Конечно, не только в Петербурге, но и в Москве, и в Волгограде, и на Урале, и на Дальнем Востоке есть люди, увлеченные ретро-культурой, это не локальное явление. Например, в столице регулярно проводится «Исторический велопробег» — аналог нашего велопробега «Пять мостов». В других городах тоже проводятся подобные мероприятия, правда, менее масштабные и интересные. Вообще интерес к ретро-культуре в России начался в нулевые годы, лет на 10 позже, чем в США и в Европе. Но сейчас эта мода достигла своего апогея.



Один раз в году я провожу «Показ мод 1945 года», который обычно приурочен либо к выставке предметов из моей коллекции, либо к значимой праздничной дате - например, к 9 мая. Его изюминка в том, что участницы - не профессиональные модели, а обычные женщины, увлеченные культурой 1940-х годов, и каждая выходит в своем собственном наряде. Все девушки-участницы самостоятельно собирают комплект, который демонстрируют на мероприятии - от платья до аксессуаров. Следующий показ я готовлюсь провести весной 2015 года.



Я думаю, что сегодня культура первой половины ХХ века популярна потому, что это период расцвета дизайна. Не тонкого искусства для ценителей, а именно дизайна, предназначенного для массового производства одежды. Эстетическая сторона жизни очень важна, а современная повседневная мода, равно как и современный минималистичный дизайн, слишком просты. Некоторые мои слушатели на лекциях бывают крайне удивлены, когда видят, что модели одежды или обуви, которые они считают «современными», на самом деле существуют уже по 70, 80, а то и 100 лет. Современные дизайнеры тоже весьма активно черпают вдохновение в старых образцах, иногда прослеживается чуть ли не копирование не то что элементов, а даже фасонов целиком. Сейчас многие вещи уже вернулись, более того, некоторые фасоны никуда и не пропадали, давно попав в категорию «классики».  



Я читаю курс лекций по истории моды в образовательном центре Neo-Академия. Дважды в месяц по субботам любой желающий может прийти и узнать что-то новое про тот или иной аспект истории одежды. Такие курсы я провожу уже третий год, в этом году мы говорим об «истории вещей» - о том, как возникли и развивались нижнее белье, шубы, зонты и множество других повседневных предметов, окружающих нас. Я рассказываю о том, как панталоны «трансформировались» в стринги, сколько нижних юбок надевали модницы викторианской эпохи, как высота цилиндра влияет на социальный статус и многое другое».



Беседовала: Светлана Широкова
Фото: Никита Родионов, Мэган Виртанен

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.