От императорской резиденции до камеры Обскура. Или как это было – Пятый Международный фестиваль «Императорские сады России»
В разгар белых ночей 8 июня Русский музей в пятый раз открыл ворота Михайловского сада, чтобы удивить публику выставкой ландшафтного дизайна на тему «С чего начинается Родина...». Так как фестиваль посвящен 1150-летию зарождения российской государственности, то его участникам было предложено раскрыть данную тему через ретроспективу становления садового искусства от варяжской Руси до усадеб Серебряного века и даже заглянуть немного в будущее компьютерных технологий. Среди участников фестиваля ландшафтные дизайнеры из России, Франции, Германии, Чехии, Белоруссии и Англии. Помимо экспозиций была подготовлена очень обширная концертная программа. Посетители могли получить удовольствие, начиная с разнообразной фольклорной музыки до симфонических концертов и также от полюбившейся всем бардовской песни, которая собирает многочисленных поклонников в Михайловском саду. Каждый мог принять участие в мастер-классах гончаров, художников, чеканщиков и так далее. В торговой зоне были представлены различные многонациональные ремесла. Также представлены специальные зоны, где из самовара можно выпить чая с пирожками.
Петербург.ру выбрал несколько проектов, которые показались, на наш взгляд, самыми оригинальными, и спросил самих создателей объектов об их концепциях.
Назар и Юлия Долицкие
Студия дизайна «Валькнут». Концепция проекта «Встреча князя Рюрика»
Нас прельстило в этой выставке то, что она посвящена 1150-летию зарождения российской государственности. Именно в это время 1150 лет назад был призван Рюрик, который был варягом, и именно на таких стилизованных кораблях пришли на Русь варяги, остались и дали толчок для развития всего пласта нашей истории. Арт-объект, который мы назвали «Варяжский гость», представляет собой стилизованный корабль, украшенный драконьей головой с щитами на бортах и веслах и палаткой с аутентичной резьбой по дереву. Дополнением экспозиции станет демонстрация приемов владения реконструированным оружием той эпохи и мастер-классы ремесел. Посетители и гости выставки могут лично принять участие в интерактивных представлениях, примерить элементы костюма и вооружения, окунуться в атмосферу быта эпохи возникновения русской государственности.
Монастырский сад
Виктория Валерьевна Самгина, архитектурно-ландшафтный центр «Четыре Сезона»
Одна из тем выставки была «монастырский сад», мы в неё углубились и узнали много нового и интересного. Отношение к саду как к сакрально и художественно-значимому явлению сложилось на Руси уже после принятия в 988 году христианства. Интересным приемом, использовавшимся в таких садах, был лабиринт, как правило, представляющий собой мистический символ, видимый только с высоты. Он символизировал паломничество, долгий и извилистый путь к Богу. Наш лабиринт, выполненный по чертежу приората Нотр-Дам д’Орсан, воссоздает стиль и атмосферу средневекового монастырского сада. Блуждая по небольшому, но довольно хитро спланированному лабиринту, мы проходим путь человеческой души к Богу, и, если нам повезет, мы попадаем в сердце лабиринта – на зеленую поляну с круговой скамьей из лозы, которая оплетает «райское дерево» – яблоню. Мы использовали только те материалы, которые могли быть использованы в 13 веке, – плетень выполнен из самой обычной ивы на гвоздях и веревках и цветы культивированы как раз в то время.
«Бабушкин шестисотый»
Мастерская Сени Веревкина
Ох, этот «шестисотый»! Это не респектабельный автомобиль класса «люкс» фирмы «Мерседес-Бенц», а повсеместно известный в России дачный участок, вошедший в историю как полигон для испытаний. Название нашего проекта происходит из воспоминаний о классических 6 сотках, которые выдавались с 1953 года. Самые яркие моменты из детства – это, конечно же, наблюдения за тем, как работали бабушка и дедушка. У нас представлена типичная ситуация – бабушка ковыряется в огороде, а дедушка отдыхает, как это по-русски! Главным действующим лицом нашей инсталляции все же является машинка, найденная на одном из таких участков на глубине 1 метра, её возраст примерно 60 лет. Почти все материалы мы находили в пригородах Санкт-Петербурга, все старые вещи, начиная с радио и заканчивая жестяными банками на заборе. Единственный современный материал – это дорожка к дому, как бы подарок детей своим родителям, которая сыграла контрастом ощущений современности и старины.
Архитектор Аксенцов Борис Анатольевич
представитель компании ООО «Инновации света»
Наша инсталляция «Инновационный павильон» – это новое заявление в благоустройстве парков, садов и скверов. Мини-парк, в котором представлено различное садово-декоративное оборудование и современные технологии. Например, это информационные блоки, которые могли бы вам, как современному человеку, позволить зайти на вашу «точку ру» непосредственно из самого парка. Более того, здесь может размещаться расписание движения ваших автобусов и речных трамвайчиков.
Основная цель – сделать некий симбиоз природы, растительности и высоких технологий, то, что в скором времени точно войдет в нашу жизнь.
Петр Березин
Инициатор проекта «Открытая клаузура» в сотрудничестве с Высшей школой хозяйствования и природоохраны (Германия, Нюртинген)
У нас было две основных задачи: первая – найти личный ответ на вопрос, озвученный в теме фестиваля: «С чего начинается Родина?», а вторая – посетитель должен иметь возможность взаимодействовать с объектом. С первого дня все стереотипы, описывающие Родину, были отложены. Каждый обращался к своему опыту и переживаниям. В результате появились уникальные высказывания. Но очень важно, что в них были общие черты, они проявлялись у людей совершенно разных стран и культур, а это означает, что переживание Родины выше государств и территорий, оно не разобщает, а объединяет. Это можно считать началом. Таким образом, имея в качестве основы личное высказывание, мы оказались свободны в выборе форм и способов реализации. В этом случае бюджет уже не является ограничителем. Ведь одну и ту же мысль можно донести бесконечным количеством способов. Согласно нашей задумке, человек может понять высказывание автора в результате взаимодействия с объектом. Это похоже на обучающую игру или аттракционы. Я очень признателен Денису Шикалову за предложение участвовать в этом проекте, за смелость предлагать идеи, которые на первый взгляд кажутся сумасшедшими. Профессорам Корнелии Ботт и Зигфриду Гасу. Простота и элегантность, с которой гер Гас смог объединить разные работы в общую композицию – проявление очень высокого профессионализма. Мне бы хотелось продолжать сотрудничество с этими людьми. И конечно же, огромное спасибо за всестороннюю поддержку порталу Peterburg.ru и всем-всем нашим друзьям за их доброту и бескорыстный труд!
Фестиваль «Императорские сады России» продлится до 17 июня, добро пожаловать на выставку!
Джон Брукс Ландшафтный дизайнер. Англия
Я первый раз посетил Санкт-Петербург летом, до этого я приезжал преподавать сюда только зимой. Это совершенно другие эмоции, но в то же время здесь приятно находиться в любое время года. Меня поразили русско-немецкие студенческие проекты, они кардинально отличаются от всех экспозиций фестиваля. Но грустно то, что где-то посередине происходит разрыв логической связи между студенческими проектами и тем, что ожидают увидеть люди, приходящие сюда. Ну что с этим поделаешь? Немногие разбираются в ландшафтном дизайне.
Черданцева Ольга Альбертовна Руководитель рабочей группы фестиваля «Императорские сады России», куратор выставки ландшафтного дизайна, главный хранитель садов Русского музея
«Тему Родины каждый видит по-своему, и это очень широко отражено в многочисленных проектах, которые представлены на фестивале. Приятно что тема выставки многих не оставила равнодушными и задела за живое, это основная причина почему в этом году мы видим в два раза больше проектов чем обычно, и надеемся порадовать наших посетителей вдвойне. Мы очень болеем за каждого своего участника, очень всех любим и поддерживаем как можем.»
Цветкова Анна Юрьевна Куратор фестиваля императорские сады России, директор Фонда восстановления дворцов Русского музея.
«Как многонациональна наша Россия, которую населяют многонациональные народности, так у нас показаны разные ремесла разных народов: узбеков, казаков, беларуссов и украинцев. В нашем представлении Россия — гостеприимная и хлебосольная, поэтому тема фестиваля — чаепитие и гостеприимство.»